4 февраля 2013 г.

Дети с СДВГ и тьюторство сверстников: воздействие на поведение в классе и успеваемость.

СДВГ и школа

Сегодня мы предоставим краткий обзор исследования под названием «Тьюторство сверстников для детей с СДВГ: воздействие на поведение в классе и академическую успеваемость», проведенного авторами Джорджем ДуПол, Рут Эрвин, Кристин Хук и Карой МакГоуи. Данное исследование было опубликовано в Журнале Прикладного Анализа Поведения и может иметь практическое значение для учителей и родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в том числе страдающих аутизмом или другими расстройствами развития.



Исходные данные

Дети с СДВГ, как правило, нуждаются в двух типах вмешательства. Во-первых, учителя и родители должны обеспечивать подкрепление желательного поведения, и многие исследования подтвердили, что эта методика является очень эффективной. Тем не менее, подкрепления самого по себе не достаточно. Учителя и родители также должны обратить внимание на вопросы академического поведения. Одним из методов решения проблем с поведением в образовательной среде является тьюторство сверстников. Тьюторство сверстников предполагает наличие двух или более учащихся, совместно занимающихся какой-либо деятельностью, и еще одного учащегося, оказывающего им помощь и поддержку и предоставляющего обучение и обратную связь. Различные модели тьюторства сверстников изучались такими крупными исследователями в области образования, как Чарли Гринвуд, Дуг и Линн Фукс и другие.

Общеклассное тьюторство сверстников

Одной из моделей тьюторства сверстников является Общеклассное тьюторство сверстников (Classwide Peer Tutoring (CWPT)). Общеклассное тьюторство сверстников – это подтвержденная научными исследованиями практика обучения, основанная на принципах прикладного анализа поведения (например, предоставление подсказок, подкрепление, моделирование). В модели CWPT учащиеся работают в парах, по очереди чередуясь в роли тьютора. Учащиеся работают над теми навыками, обучение которым прежде производилось учителями. Учителя также разрабатывают соответствующие учебные материалы для использования учениками. Такой подход обеспечивает студентов большими возможностями задавать вопросы и получать на них ответы.

Цель исследования

Целью исследования было изучить влияние CWPT на способность оставаться внимательными к заданиям, а также на уровень активности и успеваемости у детей с СДВГ и детей без СДВГ.

Методология исследования

Участники. В исследовании приняли участие восемнадцать студентов с СДВГ, которые не принимали медикаментозных препаратов. Возраст детей варьировался в пределах 6 и 10 лет. Кроме того, в исследовании участвовали 10 детей в составе контрольной группы для сравнения результатов. Эти дети соответствовали другим участникам исследования по возрастному, половому и классовому признаку (т. е. учились в том же классе, что и один из целевых учащихся).

Оценивание. Исследователи оценивали поведение детей в классе (сосредоточенность на заданиях, отвлекаемость от заданий и гиперактивность), используя метод сбора данных интервалами (15 секунд). Также ученые оценивали академическую успеваемость посредством разработанных учителями еженедельных тестов, предшествующих и следующих за блоками обучения. Кроме того, исследователи измеряли социальную значимость метода, прося учителей и учеников оценить программу вмешательства по окончанию исследования.

Модель исследования. Ученые использовали так называемую модель ABAB (или реверсивную модель) для определения эффективности вмешательства. В данной модели исследователи оценивали поведение до проведения вмешательства, затем они оценили поведение в ходе реализации вмешательства. После того, как вмешательство прекратилось, исследователи все равно продолжали проведение оценки поведения. И, наконец, программа вмешательства была восстановлена и реализовалась в условиях дальнейшего непрерывного оценивания целевого поведения.


Результаты

В ходе проведения базиса исследования и сбора исходных данных, учащиеся с СДВГ оставались сосредоточенными на выполнении заданий около 29% изученных временных интервалов. Эта цифра выросла до 80% в ходе проведения вмешательства. При временном приостановлении реализации программы вмешательства данный показатель снизился в среднем до 21% интервалов, но, когда вмешательство было восстановлено, он вновь увеличился до 83%. Изменения в гиперактивном поведении наблюдались в случае некоторых, но не всех учащихся. Важно отметить, что даже без осуществления вмешательства уровень возникновения гиперактивного поведения был низким (6% интервалов). Результаты предварительных и последующих тестов улучшились в ходе проведения вмешательства почти для половины учащихся с СДВГ. Наконец, данная программа вмешательства получила высокие оценки удовлетворенности со стороны преподавателей и учеников.

Комментарии

В разделе обсуждения в своем докладе авторы сравнивают результаты их исследования данной программы вмешательства с результатами исследования в области стимулирующих препаратов. В сущности, эффективная практика обучения работает так же хорошо, как и лекарства, но без всех побочных эффектов, считают ученые. Авторы также отметили, что полученные данные показывают повышение уровня заинтересованности учебным процессом со стороны учеников. Использование стимулирующих препаратов не всегда приводит к увеличению заинтересованности учебой среди детей. Интересно, что дети из контрольной сравнительной группы также продемонстрировали улучшения в способности концентрироваться на заданиях и в успеваемости.



Источник: http://appliedbehavioralstrategies.wordpress.com/2012/12/13/addressing-adhd-in-classrooms/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.