16 января 2015 г.

Инклюзия детей с РАС: организация опыта обучения.



Стиль преподавания
Опыт инклюзии
При работе с детьми с РАС стиль преподавания имеет важнейшее значение для обеспечения эффективности обучающего процесса. К ключевым моментам, на которые необходимо обратить внимание, можно отнести следующие:

•    Даже у аутичных детей с хорошими вербальными навыками могут возникать трудности с беглой обработкой речи преподавателя. Большое значение имеет визуальная поддержка и возможности для эмпирического (основанного на опыте) обучения.
•    Яркий, живой, мотивирующий стиль преподавания, насыщенный аналогиями и изменениями интонации, может смутить аутичного ребенка или ввести его в заблуждение, в результате чего он может не воспринять ключевую информацию. Спокойная, последовательная манера преподавания в сочетании с социальным обучением может оказаться очень полезной.
•    Следует избегать небуквальной, образной речи, которая может смутить аутичного ребенка.
•    Рекомендуется использовать ясные, четкие правила, например, в отношении того, когда нельзя разговаривать, которые должны сопровождаться визуальной поддержкой.
•    Для ребенка с аутизмом принятие решений может оказаться довольно сложной задачей. Как правило, такие дети склонны придерживаться тех видов деятельности, которые являются для них наиболее предпочтительными или знакомыми. Начинайте с четко определенных вариантов выбора: (а) или (b), и когда ребенок научится справляться с этой задачей, добавляйте третий вариант и т.д., до тех пор пока он не научится осуществлять свободный выбор.

Проблемы внимания

•    Концентрация внимания в классе может затрудняться множеством отвлекающих стимулов, присутствующих в окружающей среде. Детям с РАС зачастую бывает сложно «отфильтровать» отвлекающие стимулы, особенно такие, к которым у них наблюдается особая чувствительность.
•    Преподавателям может быть трудно привлечь внимание аутичного ребенка к материалу урока, поскольку аутичные дети, как правило, имеют стойкие интересы и предпочтения в отношении предпочитаемых ими видов деятельности.

Дети с РАС с большей вероятностью будут работать над заданием, если:

- задания строятся на базе их интересов, к примеру, математические задачи на скорость и расстояние могут быть связаны с поездами (когда поезда являются областью особых интересов для ребенка);
- задания организуются в знакомом, предпочитаемом контексте и имеют четкую взаимосвязь между хорошо известным материалом и менее знакомым.
- выполнение заданий связано с чем-то, что имеет для ребенка поощряющие характеристики, но в то же время согласуется с ограничениями, накладываемыми обстановкой школьного класса. Это может быть что-то, чем остальные ученики вряд ли заинтересуются: складывание учебников, изучение расписания поездов и т.п. Не забывайте предоставлять ребенку визуальное напоминание того, за что он работает (карточка с ключевым словом или картинка).
- задания предоставляются таким образом, чтобы ребенок получил четкое представление о том, сколько ему потребуется работать. Для этой цели можно использовать рабочие листы. К примеру, если класс работает по книге, и учащихся просят ответить лишь на некоторые вопросы (например, 1, 4, 5, 6), но на странице в книге присутствуют и другие вопросы, аутичный ребенок может почувствовать тревогу из-за пропущенных вопросов и потерять концентрацию над выполнением задания. Чтобы избежать такой ситуации, можно подготовить рабочие листы с перечнем тех вопросов, на которые детям необходимо дать ответы, чтобы устранить любые отвлекающие стимулы.
- должно присутствовать четкое понятие слова «завершение». Некоторые дети с РАС с трудом отрываются от заданий, которые они уже начали выполнять. Это может привести к трудностям с переходами к новым видам деятельности или своевременным окончанием урока. Опыт показывает, что предоставление ребенку задания с четким ограничением по времени, в течение которого он в состоянии его выполнить, помогает избежать нежелательного поведения.

Мотивация

•    Аутичного ребенка бывает сложно замотивировать, используя обычные социальные поощрения, и иногда применение более «реальных» поощрений, таких как время на занятие любимым видом деятельности, может оказаться более эффективным.
•    Многие дети с РАС не видят смысла в занятии той деятельностью, которая их не интересует, и, как следствие, они отказываются от участия в ней. Это может касаться даже показа результатов решенной задачи или редактирования письменной работы.
•    Для аутичных детей автоматизированное обучение с использованием компьютеров является, как правило, менее стрессовым, чем классическое опосредованное людьми обучение, и потому при такой форме преподавания они часто обучаются более эффективно и охотно.
•    Дети с аутизмом могут настороженно относиться к новым заданиям и предпочитают выполнять уже известную и хорошо знакомую им работу. Важно, чтобы преподаватель умел соотносить незнакомый материал со знакомым, и делал связь между ним более четкой и явной.
•    При необходимости принять решение аутичный ребенок зачастую склонен выбирать «безопасный», знакомый и предсказуемый вариант.
•    Желательно строить учебный процесс таким образом, чтобы учитывать индивидуальные и особые интересы аутичного ребенка.

Работа в группах

Как упоминалось ранее, для детей с РАС обучение, опосредованное другими людьми, может представлять собой серьезное затруднение. Это связано с тем, что аутичные дети, как правило, испытывают сложности с такими навыками, как:

•    Выслушивание других людей
•    Рассмотрение идей других людей
•    Четкое выражение собственных идей
•    Ведение переговоров с целью решения проблемы
•    Выяснение различий во мнениях
•    А также с рядом прагматических навыков, таких как:
- соблюдение очередности;
- соблюдение сроков проведения мероприятий;
- соблюдение соответствующего стиля поведения;
- чувство дистанции (как близко к другим людям можно стоять или сидеть).

•    Обмен идеями и совместное использование рабочих материалов
•    Принятие конструктивной критики и терпимое отношение к выбору идеи или решения, которые были предложены другими людьми.

Иногда возникает необходимость в выборе определенной цели для аутичного ребенка между социальным опытом и опытом обучения.

Если задачей является получение опыта и результатов в обучении, подобная цель лучше всего достигается в негрупповом рабочем контексте. Достижение социальных целей может быть организовано в групповом рабочем контексте.

Для построения успешного сотрудничества необходимы:

- специфический, индивидуализированный подход к обучению;
- практика согласно подготовленному сценарию;
- обобщение до условий облегченных групповых сессий.

Распределение ролей в групповой среде может дать аутичному ребенку возможность внести ценный вклад в работу группы. Например, речь может идти о тщательном измерении данных, четком чтении вслух вопросов или отчетов о деятельности, точной настройке оборудования. Те же принципы могут распространяться и на социальную среду.

Обобщение навыков

При аутизме ограниченная способность к обобщению связана с нарушениями механизма центрального связывания. По этой причине для аутичного ребенка построение связей может оказаться трудной задачей, если:

•    Информация предоставляется на другом уроке/предмете
•    Информация предоставляется в другом кабинете
•    Информация предоставляется другим человеком
•    Информация была предоставлена ранее, но в другом контексте
•    Были внесены небольшие (незначительные для других учащихся) изменения в задание
•    В прошлом использовались другие формы слов


Между «знакомым» и «незнакомым» материалом всегда должна устанавливаться очень четкая связь. Полезным будет:

- практиковать изучаемый материал во всех ситуациях и контекстах, поскольку аутичному ребенку будет довольно сложно обобщить познания в математике до познаний в языке; работу в одном кабинете до работы в другом; занятия с одним учителем до занятий с другим; и т.п.
- четко говорить то, ЧТО необходимо сделать: «Женя, сядь на стул», а не «Не ходи туда / Не делай этого».
- помнить о том, что «показать», как правило, оказывается более эффективной тактикой, чем «сказать».

Дети с РАС, как правило, могут иметь лишь ограниченное понимание временных рамок для выполнения какой-либо деятельности. Они могут работать в своем собственном, неторопливом темпе, не успевая закончить работу над заданием, или же завершают задание очень быстро с большим количеством ошибок. В результате, зачастую аутичные дети демонстрируют худшую успеваемость, чем могли бы демонстрировать, и выглядят менее способными, чем их сверстники, только потому, что у них есть сложности с пониманием временных ограничений.

Воображение / социальное понимание

Трудности в этой сфере традиционно связывают с триадой нарушений, свойственных расстройствам аутистического спектра. Ребенок может иметь проблемы с:

•    Построением последовательностей, прогнозированием и пониманием причинно-следственных связей, чему нормотипичные дети, как правило, обучаются в раннем возрасте в ходе игры.
•    Решением проблем и стремлением к изучению устройства окружающей среды, поскольку аутичные дети младшего возраста, как правило, делают это спонтанно исключительно в контексте своих специфических интересов.
•    Выделение характерных черт и основых мыслей.



Источник: http://www3.hants.gov.uk/sen-autistic-spectrum-schools-2010.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.