7 января 2015 г.

Инклюзия детей с РАС: организация классной среды.


Определение факторов, вызывающих у аутичного ребенка тревогу или беспокойство («триггеры» тревоги)

РАС и инклюзия
Индивидуальные триггеры тревоги для аутичных детей, обучающихся в школе по инклюзивной программе, могут быть определены путем обсуждения их с родителями или лицами, осуществляющими уход за ребенком, учителями, преподававшими у ребенка в прошлом, а в случае перехода в новую школу - путем установления контакта между сотрудниками обеих учреждений. Важно поддерживать уровень тревожности у ребенка достаточно низким для того, чтобы он мог обучаться эффективно и результативно.

Наиболее распространенные триггеры тревоги включают в себя:

•    Многолюдные места, такие как раздевалки и коридоры. У некоторых детей с аутизмом нахождение в непосредственной физической близости от других людей может провоцировать тревогу, например, сидение в группе на ковре или ожидание в очереди. Кроме того, переходы от классов к классам в средней школе также могут представлять собой проблему для аутичного ребенка.
•    Многолюдные места представляют собой потенциальную возможность для некорректного понимания ребенком намерений других людей. Многие аутичные дети школьного возраста не всегда могут отличить, был ли чей-то поступок совершен случайно или намеренно. Они могут счесть чьи-либо действия умышленными и отреагировать на них агрессией или тревогой, обвиняя своих сверстников в буллинге. Чтобы минимизировать риск возникновения подобных ситуаций, необходимо периодически обсуждать с ребенком то, как отличить преднамеренный поступок от непреднамеренного.
•    Некоторые учащиеся могут проявлять необычные реакции на сенсорные стимулы, включая:

- шумную окружающую среду, к примеру, столовую;
- интенсивное или мерцающее освещение;
- тактильную чувствительность к некоторым материалам или одежде.

Подобные сенсорные трудности или особенности у ребенка необходимо выявлять и адаптировать, чтобы избежать ситуаций низкой концентрации внимания, отказа от сотрудничества или появления истерик, которые бывает достаточно сложно предсказать.
•    Иногда у аутичных детей могут наблюдаться некоторые «навязчивости», касающиеся определенных условий окружающей среды, например, сантехника, вода или деревянные поверхности. Когда школьному персоналу это известно, легко убедиться в том, что ребенок будет сидеть вдалеке от подобных отвлекающих стимулов.
•    Многие дети с РАС лучше справляются в условиях формальной окружающей среды школьного класса, когда свободное передвижение по кабинету ограничено. Хорошо, если у учителя будет план класса, согласно которому у каждого из учеников есть свое постоянное рабочее место.
•    Класс, в котором все виды деятельности четко определены визуально, очень хорошо отвечает потребностям ребенка с РАС. Таким образом, дети всегда заранее знают, чего им ожидать, когда переходят от одного сектора к другому, и это значительно снижает уровень возбуждения и тревоги.
•    В ситуациях, которые предполагают гибкую организацию окружающей среды, место для ребенка может быть обозначено специальным карематом или карточкой на столе/парте, таким образом, ребенку не придется договариваться о занимаемом им месте с другими участниками группы.
•    Некоторые аутичные дети предпочитают, чтобы их личное пространство было «защищено», к примеру, размещено в углу комнаты или на задних рядах, где они не будут на виду у своих сверстников. Так они чувствуют себя безопаснее и, соответственно, спокойнее.
•    В некоторых случаях аутичному ребенку можно организовать отдельное рабочее пространство, где он сможет сконцентрироваться на выполняемых заданиях поодаль от общего рабочего стола.
•    Материалы и оборудование должны быть четко промаркированными и располагаться в одних и тех же местах, которые также можно промаркировать. Когда возникает необходимость реорганизации, лучше пояснить это ребенку, переобозначить места для хранения материалов и предоставить необходимую поддержку, если ребенок проявляет беспокойство.
•    Большие помещения, такие как актовый зал, шумные места, например, столовая, или открытые пространства, такие как спортивная площадка, могут представлять собой определенные трудности. Предварительное определение места, в котором ребенок будет находиться, к примеру, размещение его имени на стуле или же каремата на полу, поможет снизить уровень тревоги и проблемного поведения.
•    Иногда ребенка с РАС или синдромом Аспергера следует знакомить с различными условиями окружающей среды постепенно. Подумайте, что в настоящий момент имеет наибольшее значение и необходимо ребенку немедленно, а что может подождать.
Прием пищи в обеденное время может потребовать тщательной предварительной подготовки и практики с поддержкой прежде, чем ребенок сможет справиться с этой задачей самостоятельно. К тому же, аутичный ребенок может чувствовать себя некомфортно во время приема пищи в многолюдном месте. Для начала он может приходить в столовую пораньше и садиться за маленький столик неподалеку от двери.

Повседневные рутинные процедуры

Молодые люди с РАС нуждаются в четко определенных и предсказуемых повседневных рутинных процедурах на протяжении всего школьного дня. Знание того, чего можно ожидать, снижает уровень тревоги у всех детей, не только у аутичных. Визуальное сопровождение ежедневных рутинных процедур может включать:

- визуальное расписание для утреннего/послеобеденного времени или для всего дня;
- визуальное расписание для определенного промежутка дня;
- рабочее расписание, которое определяет, какие задания должны быть сделаны и в каком объеме. Окончание работы должно быть четко определено поощрением за выполнение задания, к примеру, возможностью выбрать себе занятие на то время, пока остальные члены группы еще работают над своими заданиями.

Не каждый ребенок нуждается во всех вышеперечисленных формах визуальной поддержки, но некоторые дети могут испытывать такую необходимость. Также большое внимание необходимо уделить тому, каким образом ребенку предоставляется визуальная поддержка.

Визуальные системы могут помочь в создании гибкости рутинных процедур, например:

•    Помочь в обсуждении любых запланированных изменений в начале дня
•    Карточка «К сожалению» для неожиданных изменений
•    Доска с карточками «Люди, которые помогают нам сегодня», чтобы адаптировать ребенка к кадровым изменениям
•    Подготовка к специальным визитам или событиям. Удивительно, но многие аутичные дети легче переносят большие изменения, такие как поездка на каникулы, чем незначительные изменения в повседневных рутинных процедурах.

Полезно иметь заранее подготовленную информационную записку для учителей, чтобы они всегда могли быть в курсе любых особых организационных моментов заранее. Незнание того, что особый ребенок привык относить свою работу на стол к учителю немедленно после того, как ее закончит, может привести к недоразумениям и потенциальной конфликтной ситуации.

Что может помочь во время урока?

•    Некоторые дети с РАС не могут концентрироваться на том, что говорит учитель, до тех пор пока им не объяснят, что будет происходить на уроке. Это может быть одной из причин нарушения дисциплины в классе – вопросы «а что дальше?» и т.п.
•    Для детей школьного возраста, в особенности для детей с РАС, будет полезным указывать точную продолжительность и последовательность всех видов деятельности и уроков в течение учебного дня.
•    В средней школе индивидуальное расписание, расположенное на рабочем месте учащегося или выдаваемое ему на входе в класс, может снизить первоначальное беспокойство и тревогу ребенка в отношении ожиданий от происходящего.
•    Некоторым детям требуется продолжительное время для того, чтобы вытащить свои учебные принадлежности и отложить их в сторону, поскольку у них присутствуют сформированные ритуалы для таких действий. Например, если им не позволяют выложить ручки и карандаши в ряд, они могут начать беспокоиться и не сконцентрируются на смысловом содержании урока.


Источник: http://www3.hants.gov.uk/sen-autistic-spectrum-schools-2010.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.