22 июля 2014 г.

Интегративная модель включения (инклюзии) детей с расстройствами аутистического спектра в систему общего образования - практический урок на примере Израиля. Часть 1


http://eitaneldar.com/
Во время конференции по Прикладному анализу поведения вИзраиле, глава израильской ассоциации поведенческого анализа д-р Эйтан Эльдар отнесся с воодушевлением к процессу развития АВА в России, Украине и других странах и выразил готовность поддержать русскоязычных специалистов и помочь в развитии данного процесса. В прошлом д-р Эльдар совершил немалый вклад в развитие АВА в Китае и описал существующие модели обучения детей с особенностями развития в Израиле.
Мы рады представить вам перевод одной из его статей, в которой он описывает модель инклюзии для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), которых обучаются в общеобразовательных школах: Eldar, E., Talmor, R., & Dayan Romem, Z. (2009). An integrative model for including children with ASD in general education setting- a practical lesson in Israel. International Journal of Special Education, 24, 66-76.

В статье представлена модифицированная модель, основанная на работе Данкина и Бидла (Dunkin and Biddle, 1974), которая включает пять основных элементов, которые являются базой для организации инклюзивного процесса:
1. Предшествующие навыки ребенка, которые проходит процесс инклюзии.
2. Контекст, в котором проходит обучение.
3. Содержание учебной программы, включая общий учебный план и адаптированные программы для учеников в инклюзии.
4. Протекание процесса инклюзии
5. Конечные результаты, включающие краткосрочное и долгосрочное влияние на академическую успеваемость, а также социальный статус и поведение самого ученика.
Вместе эти элементы обеспечивают необходимую основу для формирования успешного процесса инклюзии, а также развития методологии для проведения начальной и итоговой оценки этого процесса. В статью также включены  практические рекомендации в отношении реализации данной модели, основанные на двухлетнем опыте работы в израильской системе образования.

За последние два десятилетия инклюзия стала важнейшим элементом реформирования и усовершенствования услуг, предоставляемых учащимся с особыми потребностями посредством включения их в общеобразовательную среду (Praisner, 2003). Термин «инклюзия» происходит от философского утверждения о том, что дети с психическими, физическими или эмоциональными расстройствами имеют право на получение образования в рамках общей государственной образовательной системы (UNESCO, 1994). Хотя инклюзия является актуальной для широкого спектра различных расстройств, в данной работе внимание будет сосредоточено исключительно на индивидуальной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общую систему образования, которая лишь недавно была реализована в израильской системе образования.
В настоящее время аутизм называют спектральным расстройством (расстройство аутистического спектра или РАС), поскольку среди людей с аутизмом наблюдаются огромные различия, как в плане тяжести заболевания, так и в плане видимых его проявлений у каждого индивидуума (Gillberg & Billstedt, 2000). Этот континуум варьируется, начиная от людей, у которых относительно в умеренной степени проявляются связанные с аутизмом расстройства, к примеру, синдром Аспергера, и заканчивая теми людьми, у которых наблюдается аутизм с умственной отсталостью и другими относительно тяжелыми симптомами (Scheuermann & Webber, 2002). Несмотря на то, что диагноз РАС устанавливается скорее на поведенческой основе, чем на основе генетических (или иных) критериев, мы все же можем выделить ряд общих характеристик, которые проявляются в той или иной степени: трудности в социальном взаимодействии и коммуникации; необычное сенсорное восприятие; чрезмерная чувствительность к изменениям в окружающей среде; а также обсессивное и стереотипное поведение (Американская Психиатрическая Ассоциация – APA, 2000; Chakrabarti & Fombonne, 2001; Goldstein, 2002; Lawson, 1998; McConnell, 2002; Powell & Jordan, 2001; Wing, 1996).

Инклюзия учащихся с РАС
Существует большое количество трудностей, связанных с инклюзией учащихся с РАС в общеобразовательные классы, и вызваны они разнообразием характера и возможной степени тяжести данного расстройства. Тем не менее, было выявлено, что программы инклюзии помогают как продвижению детей с РАС, так и их сверстникам, не имеющим каких-либо особенностей развития (см. Dybvik, 2004; Fryxel & Kennedy, 1995; Hunt, Farron-Davis, Beckstead, Curtis, & Goetz, 1994). Сторонники полной инклюзии описывают различные ее преимущества для «включенного» ребенка. Эти преимущества включают в себя моделирование поведения нормотипичных сверстников, улучшение социальной и академической успеваемости, повышение самооценки и увеличение числа возможностей для расширения социальных связей (Mastropieri & Scruggs, 2001; Mesibov & Shea, 1996). Кроме того, сверстники детей с особыми потребностями получают дополнительное преимущество, контактируя с огромным разнообразием талантов и типов темперамента по мере того, как они учатся толерантному отношению к другим людям и усваивают такие ценности, как равенство прав и возможностей (Heward, 2006).
Сама по себе инклюзия не гарантирует успешного опыта обучения (Laushey & Heflin, 2000; Roeyers, 1996). В профессиональной литературе сообщается о существенной важности некоторых компонентов, необходимых для успешности инклюзии:
1. Подготовка, руководство и поддержание «включающихся» учащихся и их семей. Учащиеся с аутизмом нуждаются в подготовке, руководстве и оказании им поддержки на индивидуальной основе. В подготовительную работу включаются все поведенческие, академические, социальные и эмоциональные параметры (Burack, Charman, Yirmiya, & Zelazo, 2001; Hunt & Goetz, 1997; Kohler, Strain, & Shearer, 1996; Mesibov & Shea, 1996; Ochs, Kremer-Sadlik, Solomon, & Sirato, 2001). Необходим постоянный контакт и сотрудничество с семьями, а также предоставление им непрерывной поддержки (Iovannone, Dunlap, Huber, & Kincaid, 2003).  
2. Адаптированный учебный план, окружающая среда и методы обучения. Индивидуальная обучающая программа должна быть адаптирована для каждого «включенного» учащегося на основании оценки, проведенной подготовленной командой профессионалов в сотрудничестве с родителями. Индивидуальная учебная программа определяет слабые и сильные стороны учащегося с целью сформулировать четкие задачи. Такая программа необходима для систематической инклюзии и мониторинга приобретения навыков (Dybvik, 2004; Gena & Kymissis, 2001). Структурированная обучающая среда включает в себя, к примеру, аудиовизуальные инструменты, которые позволяют самостоятельное обучение; уменьшенную рабочую нагрузку; возможности использования различных способов выражения; альтернативные виды деятельности для случаев, когда деятельность класса не является подходящей для ребенка; а также такие виды деятельности класса, которые дают одноклассникам возможность помогать и сотрудничать, например, совместное обучение или исследовательские проекты (Farlow, 1996; Harrower & Dunlap, 2001; Iovannone et al., 2003).
3. Сотрудничество между членами персонала. Сотрудничество между всеми членами персонала, включая учителей общего образования, педагогов специального образования, администрацию и команду сопровождения, как в школе, так и за ее пределами, имеет решающее значение для успеха инклюзии. Сотрудничество состоит из делегирования полномочий и позиций с сохранением единой модели принятия решений  (Dybvik, 2004; Heward, 2006; Simpson, Boer-Ott & Smith-Myles, 2003; Vaughn, Schumm, Jallad, Slusher, & Saumell, 1996). Для обеспечения сотрудничества необходимо сформировать различные каналы коммуникации (например, журнал контактов, встречи персонала на регулярной основе) между всеми сторонами, задействованными в процессе инклюзии (Harrower & Dunlap, 2001). 
4. Обучение и поддержка персонала. Поддержка персонала имеет существенное значение для успеха инклюзии. Если поддержка предоставляется, учителя, как правило, демонстрируют большую готовность принять учащихся с аутизмом в свои классы. Учителя общего образования, которые не прошли соответствующей подготовки, должны получать подготовку в процессе (Dybvik, 2004; Hunt & Goetz, 1997; Iovannone et al., 2003; Kohler et al., 1996; Vaughn et al., 1996).
5. Подготовка одноклассников и их родителей. Одноклассники и их родители играют значительную роль в инклюзии, а их положительное отношение облегчает процесс включения. Для того чтобы заручиться нужной поддержкой, необходимо предоставлять информацию о расстройстве «включенного» студента, а также его уникальных возможностях, на таком уровне, который будет приемлемым для всего класса. Также с одноклассниками следует проводить обсуждение моральных стандартов, чтобы «включенный» учащийся не становился объектом жалости или насмешек (Farlow, 1996; Harrower & Dunlap, 2001; Schmidt, 1998; Vaughn et al. 1996).
6. Применение соответствующих стратегий. Должны применяться полезные стратегии, открытые в ходе исследований, посвященных инклюзии учащихся с аутизмом, например:
а) «Прайминг» – предварительное изучение с учащимся материалов и видов деятельности перед тем, как они будут представлены в классе, а также предварительная практика могут уменьшить проблемное поведение (Farlow, 1996; Zonolli, Daggett, & Adams, 1996);
б) Подсказки и визуальные расписания могут быть использованы вместо словесных или текстовых инструкций. Использование подсказок предотвращает возникновение сложностей при переходах от одного вида деятельности к другому. Визуальные расписания доказали свою эффективность в подготовке учащихся к предстоящим изменениям во время этих переходов (Sainato, Strain, Lefebvre, & Rapp, 1987). Одной из наиболее эффективных стратегий для увеличения спонтанных коммуникативных инициатив в среде сверстников является использование тактильных подсказок (Taylor & Levin, 1998);
в) Использование отсроченных поощрений;
г) Стратегии управления собственным поведением;
д) Включение посредством сверстников;
е) Совместное обучение (Odom et al., 2003).


Вторая часть статьи здесь: http://www.autism-inclusion.com/2014/07/inclusion-in-israel2.html
Третья часть статьи здесь: http://www.autism-inclusion.com/2014/08/inclusion-in-israel3.html
Четвертая часть статьи здесь: http://www.autism-inclusion.com/2014/08/inclusion-in-israel4.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.