http://eitaneldar.com/ |
Во время конференции по Прикладному анализу поведения вИзраиле, глава израильской ассоциации поведенческого анализа д-р Эйтан Эльдар
отнесся с воодушевлением к процессу развития АВА в России, Украине и других
странах и выразил готовность поддержать русскоязычных специалистов и помочь в
развитии данного процесса. В прошлом д-р Эльдар совершил немалый вклад в
развитие АВА в Китае и описал существующие модели обучения детей с
особенностями развития в Израиле.
Мы рады представить вам перевод одной из его статей, в
которой он описывает модель инклюзии для учащихся с расстройствами
аутистического спектра (РАС), которых обучаются в общеобразовательных школах: Eldar, E., Talmor, R., & Dayan Romem, Z. (2009). An
integrative model for including children with ASD in general education setting-
a practical lesson in Israel. International Journal of Special Education, 24, 66-76.
В статье представлена модифицированная модель, основанная
на работе Данкина и Бидла (Dunkin and Biddle, 1974), которая включает пять основных элементов,
которые являются базой для организации инклюзивного процесса:
1. Предшествующие навыки ребенка, которые проходит
процесс инклюзии.
2. Контекст, в котором проходит обучение.
3. Содержание учебной программы, включая общий учебный
план и адаптированные программы для учеников в инклюзии.
4. Протекание процесса инклюзии
5. Конечные результаты, включающие краткосрочное и
долгосрочное влияние на академическую успеваемость, а также социальный статус и
поведение самого ученика.
Вместе эти элементы обеспечивают необходимую основу для
формирования успешного процесса инклюзии, а также развития методологии для
проведения начальной и итоговой оценки этого процесса. В статью также
включены практические рекомендации в
отношении реализации данной модели, основанные на двухлетнем опыте работы в
израильской системе образования.
За последние два десятилетия инклюзия стала важнейшим
элементом реформирования и усовершенствования услуг, предоставляемых учащимся с
особыми потребностями посредством включения их в общеобразовательную среду (Praisner, 2003). Термин «инклюзия» происходит от философского утверждения о том,
что дети с психическими, физическими или эмоциональными расстройствами имеют
право на получение образования в рамках общей государственной образовательной
системы (UNESCO, 1994). Хотя инклюзия является актуальной для
широкого спектра различных расстройств, в данной работе внимание будет
сосредоточено исключительно на индивидуальной инклюзии детей с расстройствами
аутистического спектра (РАС) в общую систему образования, которая лишь недавно
была реализована в израильской системе образования.
В настоящее время аутизм называют спектральным
расстройством (расстройство аутистического спектра или РАС), поскольку среди
людей с аутизмом наблюдаются огромные различия, как в плане тяжести
заболевания, так и в плане видимых его проявлений у каждого индивидуума (Gillberg & Billstedt, 2000). Этот континуум варьируется, начиная
от людей, у которых относительно в умеренной степени проявляются связанные с
аутизмом расстройства, к примеру, синдром Аспергера, и заканчивая теми людьми,
у которых наблюдается аутизм с умственной отсталостью и другими относительно
тяжелыми симптомами (Scheuermann & Webber, 2002). Несмотря на то, что диагноз РАС
устанавливается скорее на поведенческой основе, чем на основе генетических (или
иных) критериев, мы все же можем выделить ряд общих характеристик, которые
проявляются в той или иной степени: трудности в социальном взаимодействии и
коммуникации; необычное сенсорное восприятие; чрезмерная чувствительность к
изменениям в окружающей среде; а также обсессивное и стереотипное поведение
(Американская Психиатрическая Ассоциация – APA, 2000; Chakrabarti & Fombonne, 2001; Goldstein, 2002; Lawson, 1998; McConnell, 2002; Powell & Jordan, 2001; Wing, 1996).
Инклюзия учащихся с РАС
Существует большое количество трудностей, связанных с
инклюзией учащихся с РАС в общеобразовательные классы, и вызваны они
разнообразием характера и возможной степени тяжести данного расстройства. Тем
не менее, было выявлено, что программы инклюзии помогают как продвижению детей
с РАС, так и их сверстникам, не имеющим каких-либо особенностей развития (см. Dybvik, 2004; Fryxel & Kennedy, 1995; Hunt, Farron-Davis, Beckstead, Curtis, & Goetz, 1994). Сторонники полной инклюзии описывают
различные ее преимущества для «включенного» ребенка. Эти преимущества включают
в себя моделирование поведения нормотипичных сверстников, улучшение социальной
и академической успеваемости, повышение самооценки и увеличение числа
возможностей для расширения социальных связей (Mastropieri & Scruggs, 2001; Mesibov & Shea, 1996). Кроме того, сверстники детей с
особыми потребностями получают дополнительное преимущество, контактируя с
огромным разнообразием талантов и типов темперамента по мере того, как они
учатся толерантному отношению к другим людям и усваивают такие ценности, как
равенство прав и возможностей (Heward, 2006).
Сама по себе инклюзия не гарантирует успешного опыта
обучения (Laushey & Heflin, 2000; Roeyers, 1996). В профессиональной литературе сообщается
о существенной важности некоторых компонентов, необходимых для успешности
инклюзии:
1. Подготовка, руководство и поддержание «включающихся»
учащихся и их семей. Учащиеся с аутизмом нуждаются в подготовке, руководстве и
оказании им поддержки на индивидуальной основе. В подготовительную работу
включаются все поведенческие, академические, социальные и эмоциональные
параметры (Burack, Charman, Yirmiya, & Zelazo, 2001; Hunt & Goetz, 1997; Kohler, Strain, & Shearer, 1996; Mesibov & Shea, 1996; Ochs, Kremer-Sadlik, Solomon, & Sirato, 2001). Необходим постоянный контакт и
сотрудничество с семьями, а также предоставление им непрерывной поддержки (Iovannone, Dunlap, Huber, & Kincaid, 2003).
2. Адаптированный учебный план, окружающая среда и методы
обучения. Индивидуальная обучающая программа должна быть адаптирована для
каждого «включенного» учащегося на основании оценки, проведенной подготовленной
командой профессионалов в сотрудничестве с родителями. Индивидуальная учебная
программа определяет слабые и сильные стороны учащегося с целью сформулировать
четкие задачи. Такая программа необходима для систематической инклюзии и
мониторинга приобретения навыков (Dybvik, 2004; Gena & Kymissis, 2001). Структурированная обучающая среда
включает в себя, к примеру, аудиовизуальные инструменты, которые позволяют
самостоятельное обучение; уменьшенную рабочую нагрузку; возможности
использования различных способов выражения; альтернативные виды деятельности
для случаев, когда деятельность класса не является подходящей для ребенка; а
также такие виды деятельности класса, которые дают одноклассникам возможность
помогать и сотрудничать, например, совместное обучение или исследовательские
проекты (Farlow, 1996; Harrower & Dunlap, 2001; Iovannone et al., 2003).
3. Сотрудничество между членами персонала. Сотрудничество
между всеми членами персонала, включая учителей общего образования, педагогов
специального образования, администрацию и команду сопровождения, как в школе,
так и за ее пределами, имеет решающее значение для успеха инклюзии.
Сотрудничество состоит из делегирования полномочий и позиций с сохранением
единой модели принятия решений (Dybvik, 2004; Heward, 2006; Simpson, Boer-Ott & Smith-Myles, 2003; Vaughn, Schumm, Jallad, Slusher, & Saumell, 1996). Для обеспечения сотрудничества
необходимо сформировать различные каналы коммуникации (например, журнал
контактов, встречи персонала на регулярной основе) между всеми сторонами,
задействованными в процессе инклюзии (Harrower & Dunlap, 2001).
4. Обучение и поддержка персонала. Поддержка персонала
имеет существенное значение для успеха инклюзии. Если поддержка
предоставляется, учителя, как правило, демонстрируют большую готовность принять
учащихся с аутизмом в свои классы. Учителя общего образования, которые не
прошли соответствующей подготовки, должны получать подготовку в процессе (Dybvik, 2004; Hunt & Goetz, 1997; Iovannone et al., 2003; Kohler et al., 1996; Vaughn et al., 1996).
5. Подготовка одноклассников и их родителей.
Одноклассники и их родители играют значительную роль в инклюзии, а их
положительное отношение облегчает процесс включения. Для того чтобы заручиться
нужной поддержкой, необходимо предоставлять информацию о расстройстве
«включенного» студента, а также его уникальных возможностях, на таком уровне,
который будет приемлемым для всего класса. Также с одноклассниками следует
проводить обсуждение моральных стандартов, чтобы «включенный» учащийся не
становился объектом жалости или насмешек (Farlow, 1996; Harrower & Dunlap, 2001; Schmidt, 1998; Vaughn et al. 1996).
6. Применение соответствующих стратегий. Должны
применяться полезные стратегии, открытые в ходе исследований, посвященных
инклюзии учащихся с аутизмом, например:
а) «Прайминг» – предварительное изучение с учащимся
материалов и видов деятельности перед тем, как они будут представлены в классе,
а также предварительная практика могут уменьшить проблемное поведение (Farlow, 1996; Zonolli, Daggett, & Adams, 1996);
б) Подсказки и визуальные расписания могут быть
использованы вместо словесных или текстовых инструкций. Использование подсказок
предотвращает возникновение сложностей при переходах от одного вида
деятельности к другому. Визуальные расписания доказали свою эффективность в
подготовке учащихся к предстоящим изменениям во время этих переходов (Sainato, Strain, Lefebvre, & Rapp, 1987). Одной из наиболее эффективных
стратегий для увеличения спонтанных коммуникативных инициатив в среде
сверстников является использование тактильных подсказок (Taylor & Levin, 1998);
в) Использование отсроченных поощрений;
г) Стратегии управления собственным поведением;
д)
Включение посредством сверстников;
е) Совместное обучение (Odom et al., 2003).
Вторая часть статьи здесь: http://www.autism-inclusion.com/2014/07/inclusion-in-israel2.html
Третья часть статьи здесь: http://www.autism-inclusion.com/2014/08/inclusion-in-israel3.html
Четвертая часть статьи здесь: http://www.autism-inclusion.com/2014/08/inclusion-in-israel4.html
Третья часть статьи здесь: http://www.autism-inclusion.com/2014/08/inclusion-in-israel3.html
Четвертая часть статьи здесь: http://www.autism-inclusion.com/2014/08/inclusion-in-israel4.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.