17 апреля 2014 г.

Ленты или браслеты как инструмент ослабления нежелательного поведения.




Браслеты
В соответствии с АВА (Прикладным анализом поведения), ослабление или наказание представляет собой нечто, что добавляется в окружающую среду (положительное ослабление) или удаляется из нее (отрицательное ослабление), в результате чего снижается вероятность повторного возникновения определенного поведения в будущем. Положительное ослабление  часто предполагает появление у ребенка каких-либо неприятных ощущений, как физических (шлепки, электрошокер и т.п.), так и психологических (выговор, словесная обида), кроме того, данный метод показал себя в целом неэффективным. Отрицательное ослабление, т.е. удержание желаемого объекта, доступа к предпочитаемой деятельности или к усилению, является намного более эффективным.


Одной из наиболее эффективных и часто используемых форм отрицательного усиления является «таймаут», который зачастую предполагает удаление ребенка из среды обучения. Он имеет некоторые недостатки:

Ребенок нуждается в супервизии взрослого, когда его удаляют из классной комнаты
Ребенок во время таймаута избегает обучения и практической деятельности
Если ребенок стремится избежать обучения или выполнения академических заданий, физический таймаут усиливает повеление, которое учитель стремится уменьшить

Тем не менее, эти проблемы можно решить при помощи «таймаута от использования усиления». Когда для ребенка наступает «таймаут от использования усиления», он остается в классной среде, даже продолжает принимать участие в обучении, но не получает усиления до истечения определенного промежутка времени, например, 10 минут.

Процедура

В начале урока или в начале учебного дня каждый ребенок получает ленточку или браслет. Учитель сообщает ученикам, что пока на них есть этот браслет или лента, он будет задавать им вопросы, вызывать к доске, а также хвалить и начислять им и их одноклассникам баллы/очки/жетоны.

Необходимо совершенно четко описать, каким образом учащийся может лишиться своего браслета или ленты: за нарушение правила, за уход со своего места, за разговоры во время уроков и за любое другое нежелательное поведение, проявления которого учитель не хочет. Одновременно следует четко установить время, на которое учащиеся теряют эти привилегии. Данный отрезок времени не должен быть продолжительным: к примеру, он может составлять 5 минут (если же нежелательное поведение ученика «заслуживает» более длительного таймаута от использования усиления, в таком случае, возможно, есть смысл в том, чтобы на самом деле удалить ребенка из классной комнаты).

Учитель должен удостовериться в том, что он четко измеряет этот 5-минутный период и затем возвращает ребенку его ленту или браслет с напоминанием о том, как он может ее сохранить в дальнейшем (к примеру, «Помни, что нужно сидеть тихо, Александр!»).

Маркеры для применения «тайм-ин» (прекращения процедуры «таймаут»)

То, что используется в качестве такого маркера, зависит от знания учителем своих учеников. Если дети в классе большую часть времени стремятся к сотрудничеству, можно просить их использовать ленты или браслеты. Если учитель имеет дело с учащимися, имеющими расстройства аутистического спектра или эмоциональные расстройства, вероятнее всего, он предпочтет избежать момента, когда ему придется забирать этот браслет у ребенка: для любой из сторон это может иметь неприятные последствия, в том числе, получение травмы.

Вот несколько предложений по решению этой проблемы:

Лента вокруг запястья. Ученики могут ее завязывать самостоятельно, или же учитель может пришить к ней какую-либо застежку, купленную в местном магазине швейных материалов. Это может создать трудность в ситуации, когда речь идет о ребенке, который склонен оказывать физическое сопротивление.

Лента на столе. Это наилучший вариант при работе с учащимися, расстройству которых присущ некоторый поведенческий компонент. Можно использовать такие ленты, однако, необходимо принимать во внимание тот факт, что некоторые учащиеся с эмоциональными нарушениями могут отбирать или красть их у других детей по соседству.

Браслеты для запястья. Они пользуются большой популярностью среди детей младшего возраста, и их, как правило, можно купить в детских магазинах. Некоторые специалисты, которые использовали такие браслеты при работе по программам для аутичных детей дошкольного возраста, сообщают о том, что наиболее эффективно они срабатывают в случае с детьми несколько старшего возраста (например, учащимися первого класса). Дети более младшего возраста часто слишком увлекаются такими браслетами и начинают играть с ними.

Если дети носят такие браслеты во время групповой деятельности, они могут быть очень мощным инструментом, особенно, если учащиеся теряют возможность отвечать на вопросы или выходить к доске на несколько минут.




Источник: http://specialed.about.com/od/managementstrategies/ss/A-Time-In-Ribbon-Or-Wristband-Creates-A-Resource-For-Punishment.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.