26 сентября 2013 г.

Школа или АВА-терапия?


школа и аутизм
Многие родители аутичных детей в какой-то момент сталкиваются с вопросом: будет ли их ребенок учиться в школе, или же он продолжит свое обучение в рамках программы лечения по методике Прикладного Анализа Поведения (АВА) , и как правильно расставить приоритеты в этом вопросе. Часто ребенка отдают в школу, мотивируя это тем, что ребенок уже достиг школьного возраста. Специальное обучение на базе школы и АВА-терапия зачастую рассматриваются в качестве двух различных путей решения проблемы задержки развития у ребенка. В данной публикации мы поделимся с читателями мнением специалистов из центра «LUND VAN DYKE Inc., Autism and Behavior Specialists» в отношении обучения в школе и индивидуального обучения детей по программе АВА, а также поговорим о том, когда каждое из них должно стать приоритетом.


Школа, в основном, обеспечивает ребенку передачу вербальной информации. Ребенок, который разговаривает, и который в большей степени живет в вербальном/социальном мире, может извлечь пользу от нахождения в школьной среде и от получения вербальной информации, однако получение такой информации не приведет его к независимости и самодостаточности. Некоторые специалисты считают, что лучше быть ребенком, который стабильно получает в школе плохие оценки, однако, способным к независимому функционированию, чем ребенком, который учится «на пятерки», но никогда не сможет жить самостоятельно. Большой объем академической информации обладает гораздо меньшей ценностью, чем навыки самостоятельной жизнедеятельности.

Как понять, находится ли ребенок под контролем вербального/социального мира, или же сенсорной/моторной среды? Ребенок, контролируемый сенсорным/моторным окружением, зачастую бывает невнимательным, не умеет сосредотачиваться на выполняемом задании, много суетится и передвигается в пространстве, бывает негибким и лучше всего обучается в формате индивидуального обучения 1:1. Он наслаждается двигательной активностью и очень легко отвлекается.

Ребенок, контролируемый вербальным/социальным окружением, сдерживает свое желание двигаться и реагировать на сенсорную/моторную стимуляцию по причине присутствия человека, который представляет собой авторитетное для него лицо. Со временем такие дети учатся подавлять свои сенсорные и моторные импульсы даже в моменты отсутствия авторитетного лица, например, родителей. Ребенок, контролируемый вербальным/социальным миром, в конечном счете, осознает и придерживается социальных ожиданий, а также усваивает мораль и ценности своей семьи.

Целью классического образования является предоставление ребенку определенного объема информации. Цель АВА-терапии заключается в переходе от реагирования на внешний мир через органы чувств (вкус, прикосновение и т.д., то есть, сенсорный и моторный мир) к реагированию, обусловленному желанием угодить другим людям и придерживаться социальных ожиданий своих родителей и сообщества (вербальный/социальный мир).
Если ребенок не выбегает из классной комнаты посреди урока и не толкает своего одноклассника, когда тот берет у него мяч, потому что он понимает, что это будет иметь негативные последствия, такой ребенок живет в социальном мире. Это и есть цель. Человек, живущий по правилам социального мира, может начать самостоятельную жизнь, создать семью, найти работу и двигаться в направлении своей мечты.

Многие программы, разработанные в рамках Прикладного Анализа Поведения, могут выглядеть подобно тому, чему обучают детей в общеобразовательных школах. Однако задачей любой программы АВА-терапии является формирование у ребенка такого навыка, который приблизит ребенка к способности перехода от жизни в сенсорном/моторном мире к жизни, контролируемой вербальными/социальными стимулами и правилами. Например, аутичный ребенок нуждается в получении определенного опыта взаимодействия с социальным миром прежде, чем он сможет чувствовать себя комфортно при общении с другими людьми. Если ребенок не получает подобной подготовки и опыта, он переключает свое внимание с окружающих его людей на окружающие его предметы и сенсорные стимулы.

До тех пор, пока ребенок не перейдет к функционированию под контролем вербального и социального окружения, приоритетом должна быть АВА-терапия. Приоритет может быть смещен в сторону школы лишь тогда, когда ребенок начинает демонстрировать способность к контролю своего внимания, поведения и эмоций, а также к анализу возможной реакции и отношения других людей к его поведению и поступкам.  На таком этапе ребенок может начать обучаться по такой же схеме, как и типично развивающиеся дети, находясь в окружении своих сверстников.

Кроме того, в одной из наших предыдущих публикаций мы уже писали о том, что Д-р Сандбергтакже пришел к выводу, что включение аутичных учащихся в систему общего образования не должно быть исходной целью для каждого из них, и принимая решение о переходе в общеобразовательную систему необходимо учитывать возраст ребенка, репертуар присутствующих навыков и используемую модель обучения.


Источник: http://lundvandyke.com/blog/entry/school-verses-applied-behavior-analysis-treatment?goback=.gde_2225275_member_260446927

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.