30 сентября 2013 г.

Работа с проблемами поведения в инклюзивном классе: определение целевых форм поведения и их функции.

функция поведения
В первую очередь, необходимо найти точку, с которой можно было бы начать работу над проблемами поведения у аутичных учащихся в инклюзивном классе. Вам необходимо будет расставить приоритеты, поскольку невозможно работать над всеми проблемами поведения одновременно. В этом процессе следует учитывать следующие нюансы:


·        Какое поведение является потенциально опасным?
·        На протяжении какого времени сохраняется эта проблема?
·        Обеспечит ли изменение этого поведения появление большего количества возможностей для функциональной независимости, инклюзии или социализации?
·        Улучшится ли качество жизни ребенка после изменения данного поведения?
·        Какое поведение в наибольшей степени нарушает дисциплину в классе и мешает другим ученикам?
·        Какова экономическая целесообразность улучшения такого поведения (соотношение затрат к выгодам)?

В зависимости от того, работаете ли вы в классе или индивидуально с одним ребенком, в качестве первоначальной цели следует выбрать наиболее значимое поведение. Поведения, которые являются наиболее опасными, разрушительными и частыми, представляют собой хорошую отправную точку для начала работы. Это означает, что вам, возможно, на некоторое время понадобится закрыть глаза на другие формы нежелательного поведения. Если один из учащихся сильно нарушает дисциплину и порядок вещей в классе, может быть, вам придется сначала сосредоточить свое внимание на нем, прежде чем реализовывать вмешательство в отношении других учащихся. Как только вам удастся получить контроль над одним поведением, мы можете приступать к работе над следующим.

Когда у вас уже есть предположения в отношении того, какое поведение будет принято в качестве целевого, следует составить для него очень четкое определение в письменной форме. Даже если вы единственный человек, собирающий данные о конкретном ребенке, вы удивитесь, насколько сильно ваше восприятие может повлиять на то, что принимается в качестве поведения (то, что вы считали разрушением собственности в сентябре, может измениться уже к марту). Если один ученик шлепает ладонью другого ученика, считается ли это ударом? А толчки? Какие определения вы бы дали поведениям «возражать», «переговариваться», «отвлекаться», «нарушать дисциплину»? Запишите определение, которое четко идентифицирует то, как выглядит нежелательное поведение. Включите в это определение только то, что вы можете видеть или наблюдать, а не то, что «по вашему мнению, делает ребенок».

Хороший пример: «Во время самостоятельной работы над заданиями учащийся встает, отходит от своего стола и начинает говорить с другими учениками, берет предметы с их стола, например, ручки или бумагу, и бросает их на пол».
Плохой пример: «Когда учащийся хочет внимания, он беспокоит других учеников, чтобы вывести их из себя».

Однако на данном этапе не стоит делать предположения о том, почему этот ребенок делает то, что он делает. Он может донимать своих одноклассников, потому что задания, предоставленные ему для самостоятельной работы, являются слишком сложными для него!

После того, как вы определились с целевым поведением и его определением, вам необходимо собрать некоторые базисные данные. Базисные данные – это данные, которые вы собираете прежде, чем начать вмешательство. Они укажут вам на то, с чего нужно начинать, а также дадут информацию о том, является ли вмешательство в действительности эффективным. Эти данные также помогут определить, что является функцией поведения. Под функцией поведения подразумевается то, что индивидуум получает в результате продуцирования определенного поведения. Каковы последствия поведения? Речь не идет о тех последствиях, которые реализуются взрослыми (например, ослабление/наказание).

Существует три основных области, между которыми распределяются наиболее распространенные функции поведения:

·        Получение внимания: учащийся продуцирует поведение для того, чтобы добиться положительного или отрицательного внимания (сюда также можно включить поведение, целью которого является получение доступа к физическим объектам) – поведение приводит к получению доступа к пище, предметам, игрушкам и т.п.
·        Избегание: учащийся продуцирует поведение с целью избавиться от чего-либо (работа, общение, окружающая среда…)
·        Сенсорные ощущения: такое поведение предоставляет индивидууму определенное внутреннее или естественное/натуральное усиление (то есть, ребенок будет демонстрировать это поведение, даже когда остается один)

Когда вы определите функцию поведения, вы будете знать, с чего начинать, чтобы определить подходящее в каждом конкретном случае вмешательство. Это можно сделать при помощи сбора данных. Основным видом данных, которые подлежат сбору при определении функции поведения, являются АВС-данные.

1.      Предшествующие факторы: что произошло ДО поведения
2.      Поведение
3.      Последствие: что произошло ПОСЛЕ поведения

Советы по сбору АВС-данных:

·        Записывайте все, что ребенок говорит и делает;
·        Используйте аббревиатуры для того, чтобы успевать записывать наибольшее количество информации;
·        Не записывайте интерпретированные вами данные;
·        Включайте данные о времени (когда произошло поведение, сколько оно продлилось), если это возможно;
·        Обратите внимание на другие важные события, произошедшие в этот день: была ли у ребенка физическая активность? Ел ли он что-то необычное в обед? Может быть, ребенок возвращался домой на автобусе, хотя обычно его забирают со школы на машине мама и папа?
Конечно же, не всегда есть возможность собирать подробные данные для АВС-анализа на протяжении всего дня. Ведь в классе, как правило, присутствуют и другие дети, которые также нуждаются в вашем внимании.

В таком случае, вам необходимо определить, какие именно формы для записи данных подойдут вам наиболее всего. Возможно, стоит отдать предпочтение формам, требующим минимального количества записей. Например, формы, в которых нужно только отмечать нужные поля и пункты.

Не собирайте данные в течение всего дня! Выберите несколько непродолжительных периодов времени (например, 9:00-9:30, 12:00-12:45 и 13:30-14:00), а на следующий день записывайте данные в другие временные промежутки.

Если это необходимо, поговорите с администрацией школы о возможности предоставления вам дополнительного персонала для сбора необходимых данных.

Продемонстрируем несколько видов форм для записи АВС-данных. На просторах интернета и в профессиональной литературе можно найти множество самых разнообразных образцов таких форм, вам необходимо будет просто подобрать наиболее подходящий для вас вариант.

Вот пример одной из очень детализированных форм для записи данных:

Дата/время
Предварительное условие или предшествующий фактор (что случилось перед возникновением поведения)
Какое возникло поведение, описание того, что вы видели и слышали
Ваши действия или последствия (опишите, что вы сделали, и как долго продолжались ваши действия)
Дата:


Время начала:




Время окончания:

Где находились вы, и где находился клиент?

Что он говорил/делал до того, как продемонстрировал целевое поведение?

Что вы говорили/делали до того, как клиент продемонстрировал целевое поведение?


Что сделал клиент?


Что сказал клиент?
Что Вы сделали?


Что Вы сказали?
Дата:


Время начала:




Время окончания:

Где находились вы, и где находился клиент?

Что он говорил/делал до того, как продемонстрировал целевое поведение?

Что вы говорили/делали до того, как клиент продемонстрировал целевое поведение?

Что сделал клиент?


Что сказал клиент?
Что Вы сделали?


Что Вы сказали?
Дата:


Время начала:




Время окончания:

Где находились вы, и где находился клиент?

Что он говорил/делал до того, как продемонстрировал целевое поведение?

Что вы говорили/делали до того, как клиент продемонстрировал целевое поведение?

Что сделал клиент?


Что сказал клиент?
Что Вы сделали?


Что Вы сказали?

Если у ребенка наблюдается множество подобных поведений, например, толчки, укусы, удары, разбрасывание предметов и др., некоторые формы позволяют собирать данные обо всех поведениях в рамках одной формы для записи. Просто впишите наиболее часто встречаемые формы нежелательного поведения вверху в серые клеточки.

Дата
Время






Последствие










































Еще один пример практичной и невероятно удобной формы для записи АВС-данных:

Дата









Время









Поведение (укажите конкретные проблемы в поведении)

















































Место, где поведение происходит



























































Общая деятельность, которая происходит до возникновения поведения







































Предшествующий фактор (ДО)







































Немедленный последующий фактор (ПОСЛЕ)









































Подобную форму очень быстро и легко можно заполнить даже во время проведения урока.

После того, как этап сбор данных завершен, остается только проанализировать полученные АВС-данные.

· Ищите закономерности: может быть, в момент возникновения проблемного поведения ребенок постоянно находится в одном и том же месте или в кругу определенных детей
· Что чаще всего происходит непосредственно после поведения
· Может быть, есть определенные предметы/учителя, в присутствии которых поведение происходит чаще всего
· Любая взаимосвязь со временем суток

Это может помочь в определении функции поведения. Если же вы не видите никаких закономерностей, и поведение в основном происходит, когда ребенок остается один, в таком случае функцией такого поведения может быть получение сенсорных ощущений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.