4 марта 2013 г.

Управление собственным поведением - Self Management

Управление собственным поведением
Несмотря на то, что многие аутичные дети затрудняются в проявлении инициативы, и часто зависимы от окружающих, техники самоконтроля и саморегуляции учебного процесса являются эффективными и для таких детей, и в некоторых случаях значительно ускоряют процесс обучения некоторых навыков. Применение различных техник саморегулирования часто способствует приобретению навыков самостоятельности и самопомощи, обобщению нужных реакций, а также достижению личных целей и улучшения функциональности.


На практике можно встретить ребенка, у которого есть большой потенциал для обучения в натуральной среде, или в среде нормативно развивающихся сверстников. Но этот ребенок настолько привык к обучению "один на один", к частым словесным инструкциям, подсказкам и поощрениям, что данная зависимость не позволяет ему эффективно обучаться в натуральной среде. Также встречаются дети, которые затрудняются контролировать собственное нежелательное поведение - например, часто прерывают собеседника, или взмахивают руками, или ковыряют в носу. Данные поведения могут существенно ограничить возможность общения для аутичного ребенка, и уменьшают возможность социализации.
В таких ситуациях, когда у ребенка уже есть начальные коммуникативные и речевые навыки, а также ребенок может понять причинно-следственную связь, обучающая программа или программа по коррекции поведения может включать различные техники саморегуляции, как одного из компонентов поведенческого вмешательства.

Самая распространенная и эффективная техника, которая используется в области саморегуляции - это собственноличное отслеживание поведения и запись данных. Управление собственным поведением происходит, когда ребенок наблюдает собственное поведение (например, замечает, что подошел слишком близко к собеседнику во время разговора), отмечает его (ставит отметку в таблице, или перекладывает монетку из одного кармана в другой), и после - подсчитывает количество реакций (например, сколько черточек нарисовал в таблице, или сколько монеток оказалось в левом кармане в конце разговора). Подобным образом можно наблюдать и вести подсчет не только нежелательного поведения (например, количество нецензурных слов, произнесенных во время беседы, или количество съеденных без спроса конфет), но и для желаемого поведения (например, количество правильно произнесенных слов, количество правильно решенных примеров, продолжительность занятий на велотренажере или количество адекватных обращений к учителю во время урока). Данная техника помогает ребенку не только быть более внимательным к собственным реакциям и правильно взаимодействовать с окружающими, но и приводит к существенному изменению в поведении в нужном направлении.

Для того, чтобы ребенок смог самостоятельно отслеживать собственное поведение, требуются несколько компонентов:

1. Четкое определение поведения. Ребенок должен научиться распознавать нужное поведение, а также факторы, которые предшествуют этому поведению. Например, ребенок не умеет обращаться к учителю за помощью, когда сталкивается с трудностями во время выполнения задания, и вместо этого - начинает шуметь и срывает урок. Важно объяснить ребенку правила, что он должен тихо выполнять задание, и если у него появляется вопрос или он не может решить пример, то он должен поднять руку. Ввиду особенностей восприятия аутичных детей, которые затрудняются воспринимать словесные инструкции и правила, желательно использовать вспомогательные визуальные материалы, и описать правила поведения письменно, либо изобразить с помощью картинок - символов.

2. Простые формы для записи. Для того, чтобы ребенок мог без особых затруднений вести записи о собственном поведении, формы и таблицы для записи должны быть максимально простыми, и те действия, которые ребенок должен выполнять во время записи, должны ограничиться либо обведением в кружок, либо отмечанием "крестиков" или "палочек".

3. Поощрение ведения записей. Важно поощрять ребенка за то, что он ведет записи о собственном поведении. И если записи ребенка соответствуют действительности (например, учитель, параллельно с ребенком, ведет записи о его поведении, и в конце урока записи ребенка и учителя сравниваются), то ребенок получает поощрение.

Дополнительными компонентами управления собственным поведением могут быть:
1. Предоставление самому себе призов и поощрений. В тех ситуациях, когда ребенок обучается в среде, в которой внимание взрослого не может сосредоточиться на нем одном (например, в классе, где еще обучаются 30 детей), ребенок может научиться предоставлять самому себе жетоны, или выбирать то количество баллов, которое соответствует правильности выполненного им задания. В конце занятий ребенок может обменять набранное им количество жетонов на приз, или в соответствии с набранным количеством баллов выбрать любимое поощрение.

2. Выбор соответствующей среды, способствующей обучению, или ограничивающей возможности возникновения нежелательного поведения. Ребенок может научиться выполнять то или иное действие в определенной среде или при определенных условиях. Например, ребенок выполняет задания по математике только за столом, и только если выключены все телефоны, телевизоры и компьютеры.  Или, ребенок ковыряет в носу только в ванной комнате.
Каждый раз, когда целевое поведение должно произойти, ребенок должен оказаться в соответствующей среде. Таким образом, после определенного периода, каждый раз, когда ребенок будет сидеть за столом и решать задачи по математике, он сможет быт более сосредоточенным и выполнить задание более качественно. Или, в случае нежелательного поведения, если доступ к среде, в которой происходит нежелательное поведение, будет ограничен, то это поведение будет происходить реже. Например, ребенок ковыряет в носу только в ванной комнате. И на начальном этапе он может заходить в ванную 3 раза в день, потом 2 раза, а потом - всего один раз в день. Таким образом, поведение ковыряния в носу уменьшится.

3. Помощь окружающих. Родители ребенка могут оказать существенную помощь, если будут содействовать ребенку в процессе саморегуляции. Эмоциональная поддержка, похвала за самостоятельное выполнение заданий, последовательное предоставление поощрений в случае достижения ребенком выбранного им критерия, параллельное наблюдение и отслеживание целевого поведения, а также постепенное уменьшение инструкций и подсказок со своей стороны - все это играет важную роль в освоении ребенком навыков саморегуляции и самопомощи, и приводит его к более высокому и функциональному уровню жизни.

Приобретение навыков саморегуляции является конечной целью любого обучающего процесса, и если аутичный ребенок, который зависим от окружающих и затрудняется проявлять инициативу, научится обращаться к окружающим, наблюдать и контролировать собственное поведение, и таким образом изменять и улучшать его - то основная цель поведенческого вмешательства и обучения будет достигнута.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.