Что такое инклюзия?
В самом простом смысле этого слова, инклюзия – это «состояние включения/вовлечения», но в действительности это понятие несколько сложнее. Оно используется активистами, выступающими за права людей c ограниченными возможностями, в рамках продвижения идеи о том, что все люди имеют право свободно и открыто находиться в любой среде без ущемлений и ограничений какого-либо рода.
Некоторые теоретики описывают инклюзию как обеспечение человеку ощущения его принадлежности, вовлеченности и связи. Это универсальное право человека, которое касается всех людей, вне зависимости от расы, пола, ограничения потребностей или других признаков, которые могут быть восприняты как отличительные.
Миллер и Катц (2002) определили инклюзию как «…ощущение принадлежности: чувство, что человека уважают и ценят за то, какой он есть; чувство поддержки и приверженности других людей, которые позволяют человеку прикладывать максимальные усилия».
Речь идет о придании ценности каждому индивидууму, предоставлении равного доступа и возможностей и устранении дискриминации и иных препятствий для включения/принятия.
С этической точки зрения, права человека являются основополагающей причиной для преодоления препятствий и содействия инклюзии. Такой подход с точки зрения общечеловеческих прав должен обеспечивать положительный характер самого процесса и результатов для людей с ограниченными возможностями, в частности, речь идет о лечении людей с достоинством и уважением, а также обеспечение дальнейшего соблюдения прав граждан в их обществе.
Уважение и соблюдение прав человека в процессе оказания каких-либо услуг является не дополнительной и выборочной опцией, а представляет собой ключевой набор ценностей и основу для реформирования общественного сектора. Права человека распространяются на экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права.
Работа в направлении инклюзивного общества должна проводиться очень активно и включать в себя представление и осознание того, что все люди могут осуществить свой вклад в этот процесс.
Некоторые эффекты эксклюзии (изоляции) и дискриминации:
• Молодые люди с ограниченными возможностями в возрасте 16-ти лет в два раза чаще оказываются вне системы образования, обучения или трудоустройства, чем их нормотипичные сверстники
• К моменту достижения возраста 26-ти лет молодые люди с ограниченными возможностями в три раза чаще своих нормотипичных сверстников соглашаются с утверждением: «Что бы я ни делал, это не оказывает никакого реального влияния на происходящие со мной события»
• 49% людей с ограниченными возможностями, находящихся в трудоспособном возрасте, не работают, и у них существует значительный риск жизни в нищете, что имеет серьезные последствия для их семей и детей
• Примерно 1 из 4 детей в крайней бедности живут со взрослым-инвалидом
Инклюзия существует не только для детей с ограниченными возможностями. Она также может нас многому научить.
1. Инклюзия учит нас тому, как принимать других людей.
Обучаясь и играя среди сверстников с различным уровнем способностей и возможностей, дети учатся принимать всех людей, независимо от наличия у них адаптивных приспособлений, компьютерно опосредованной речи, от похлопывания в ладоши или необычных черт лица.
2. Инклюзия учит нас быть более толерантными по отношению к различиям.
Когда дети видят, что некоторые учащиеся читают лучше остальных, а другие быстрее бегают или лучше играют на фортепиано, они учатся понимать, что у каждого человека есть что-то, что он может предложить сообществу. Кроме того, они обучаются тому, что каждый человек имеет определенную область для усовершенствования. Вскоре они признают, что различия являются чем-то хорошим, и что эти различия в действительности делают этот мир лучше.
3. Инклюзия учит нас тому, как помогать тем, кто может нуждаться в помощи.
Дети учатся использованию ряда различных стратегий для помощи друг другу. Когда они обучаются вместе с детьми с различными академическими способностями, они также учатся тому, как помогать другим людям добиваться успеха. Есть замечательное высказывание, принадлежащее Джесс Джексон: «Вы можете смотреть на другого человека сверху вниз только тогда, когда вы помогаете ему встать».
Когда инклюзия ничему нас не учит?
Помещение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду без предоставления необходимой поддержки и услуг может нанести вред любому ребенку.
• Учащийся с ограниченными возможностями не получает необходимой поддержки и в результате сталкивается с различными трудностями, как социальными, так и академическими
• Когда учителя и дети с ограниченными возможностями не обеспечиваются необходимой поддержкой, это также негативно сказывается и на их нормотипичных сверстниках
• И, наконец, учителя общеобразовательных классов нуждаются в подготовке для того, чтобы знать, как обучать и включать в процесс образования детей с ограниченными возможностями, как управлять различным проблемным поведением, и как организовывать и структурировать классную среду, чтобы она стала успешной инклюзивной средой и была способна принимать детей с различными способностями
Инклюзия может научить чему-нибудь каждого из нас. Но все мы можем учиться только тогда, когда существует соответствующий контекст, который поддерживает обучение. Педагоги и руководители в сфере образования несут ответственность за предоставление соответствующей поддержки и услуг таким образом, чтобы каждый мог получить пользу от инклюзии.
Источники:
https://appliedbehavioralstrategies.wordpress.com/2012/03/27/what-inclusion-teaches-us/
http://www.keystoinclusion.co.uk/what-is-inclusion-2/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.