Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер или гипо-чувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Отсюда, сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в программе инклюзии.
Однако, роль тьютора не ограничивается лишь сопровождением ребенка. Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого является координация взаимодействия между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем/учителем и родителями ребенка. Выполняя свою ключевую роль, тьютор целенаправленно работает над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды (т.е. не превращая инклюзивную среду в коррекционную).
С одной стороны важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям аутичного ребенка, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.
В случае, когда инклюзивную программу сопровождает опытный специалист, тьютору даются четкие и конкретные инструкции, каким навыкам и какими методами обучать ребенка, которого он сопровождает. В случае, когда действия тьютора не курируются другим, более компетентным специалистом, тьютор, еще до начала процесса обучения должен произвести несколько профессиональных действий:
1. Оценка начальных навыков ребенка. Для того, чтобы выделить нужные цели для обучения, тьютор должен оценить, какими навыками и способностями обладает ребенок. Оценка навыков происходит в нескольких областях:
- Навык обращения и общения. Может ли ребенок обращаться с просьбами к окружающим? Умеет ли он обращаться с просьбами к детям или только к взрослым? Каким образом ребенок выражает свои просьбы - словами, фразами, жестами, карточками PECS?Интересуется ли ребенок только конкретными и одиночными стимулами, или его интересуют более социально-значимые стимулы - внимание сверстников, социальное одобрение, информация, и т.д.?
- Навык понимания речи. Насколько ребенок понимает обращенную к нему речь? Понимает ли он инструкции только в контексте ситуации, или может ориентироваться на словесные стимулы и вне контекста? Умеет ли ребенок реагировать на обращения сверстников, или только взрослых? Должны ли инструкции быть обращены напрямую к нему, или он может понять и выполнить инструкции, обращенные к группе?
- Навык диалогической речи. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы (или он эхолалит)? Может ли ребенок спонтанно комментировать различные события? Может ли он включиться в разговор на определенную тему? Может ли поддерживать тему разговора или всегда переводит разговор на тему, которая интересует только его?
- Навыки игры. В какие игры умеет играть ребенок - настольные, подвижные, сюжетные? Может ли он играть совместно со сверстниками, или параллельно, не взаимодействуя? Может ли он в свободное время занять себя игрой или занимается самостимуляциями?
- Академические навыки. Приобрел ли ребенок начальные навыки счета, письма, чтения, и насколько уровень этих навыков соответствует уровню знаний сверстников?
- Навыки обучения. Умеет ли ребенок обучаться в групповом формате, или до настоящего момента он обучался только в индивидуальном формате? Есть ли у ребенка навык имитации, и может ли он копировать действия сверстников, или обучаться с помощью навыка имитации?
- Проблематичное поведение. Присутствует ли у ребенка проблематичное поведение и в какой форме оно проявляется? В каких ситуациях может возникнуть нежелательное поведение и какова его функция?
2. Оценка и подготовка инклюзивной среды. Для того, чтобы заранее спланировать интенсивность и формат сопровождения, тьютору необходимо оценить, насколько уровень навыков ребенка позволит ему принимать участие в деятельности группы без сопровождения, и насколько ребенок может обучаться новым навыкам в групповом формате.
Данная оценка и подготовка производится еще до начала обучения ребенка - как подготовительный этап. В беседе с воспитательницей/учительницей, тьютор выясняет, каков распорядок дня в группе, сколько сверстников будет обучаться в группе, какого уровня требования возникают в процессе обучения, каковы правила поведения в группе, и насколько эти правила могут быть гибкими. Например, в "сонный час", все ли дети обязаны спать или лежать в кроватях, или, если ребенок не захочет спать, ему можно будет остаться в игровой, и тихо играть, не мешая другим детям отдыхать?
Получив необходимую информацию от воспитателя (или даже пронаблюдав за работой группы), тьютор может оценить, насколько аутичный ребенок сможет включиться в необходимую деятельность. Например, если в группе детского сада проводится групповое музыкальное занятие, в процессе которого дети танцуют и водят хороводы, а также повторяют движения за педагогом - придется ли тьютору постоянно находиться рядом с ребенком и использовать физические подсказки, чтобы ребенок мог участвовать, или большинство действий ребенок может выполнять сам, а тьютор будет только слегка направлять ребенка, когда это необходимо.
3. Выбор целей для обучения в инклюзивной среде. Для каждой деятельности в группе или в классе у аутичного ребенка могут быть выделены цели на индивидуальной основе. Само собой разумеется, что высшей целью является обучить ребенка самостоятельно участвовать во всех занятиях, или успевать по всем предметам также, как и сверстники. Но иногда данная цель слишком далека от действительности на данный момент, и если с самого начала преследовать только лишь эту цель, то процесс инклюзии будет неуспешным. Отсюда, необходимо выделить промежуточные и краткосрочные цели, и последовательно продвигаться. Например, для игровой деятельности - целью может быть: "Ребенок будет самостоятельно переходить от одной игры к другой, и играть в игры без самостимуляций". Для обучения в групповом формате: "ребенок научится спокойно сидеть на стуле во время группового занятия в течение 20-ти минут. В процессе занятия сможет сидеть тихо (без вокализаций), а также имитировать действия сверстников, и реагировать на инструкции воспитателя, обращенные к группе".
4. Выбор метода обучения. В процессе инклюзии могут использоваться те же поведенческие методологии, которые используются и при других моделях обучения (Программа интенсивного раннего вмешательства, Функциональный анализ и коррекция поведения, и т.д.). Для детей с аутизмом часто является эффективным использование визуальных вспомогательных материалов, таких как визуальные расписания и "Социальные истории". Для формирования нужных реакций можно использовать метод "Формирования поведения" - Shaping, для обучения проявления инициативы и обращения к сверстникам - метод "Случайное обучение" - Inscidental Teaching. В процессе обучения используются подсказки и поощрения. Вид подсказок и поощрений должен соответствовать среде (например, не пищевые поощрения, а жетоны; не физическая подсказка и жест, и т.п.). Тьютор должен обладать арсеналом различных инструментов для обучения и применять нужный метод в соответствие с нуждами и возможностями.
5. Мониторинг. Одной из обязанностей тьютора является ведение документации. Ведение записей в процессе обучение и по окончанию учебного дня необходимо для оценки эффективности программы и прогресса в обучении. Даже когда на начальном этапе у ребенка может быть продвижение "не заметное на глаз", с помощью записей можно увидеть что ребенок продвигается и постепенно овладевает новыми навыками. Отсюда, тьютору необходимо подготовить соответствующие формы для записей, которые он будет заполнять в процессе работы.
Чем тщательнее продуман процесс инклюзии, тем больше вероятность того, что данный процесс будет успешен. Способность тьютора уделять должное внимание сопровождаемому ребенку и эффективно обучать его, параллельно с правильной работой по отношению к воспитателю/учителю, сверстникам и родителям ребенка - явлается самым ценным навыком, которым тьютор должен овладеть в процессе личного обучения и профессиональной подготовки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.