Автор оригинальной статьи: Dr. Tony Attwood
Одной из трудностей для детей с расстройствами аутистического спектра, их семей и учителей является удовлетворительное выполнение ими своих домашних заданий. Почему же эта категория детей имеет такую сильную эмоциональную реакцию на одну только мысль о начале работы над своим домашним заданием, и зачастую с трудом справляется с выполнением заданных на дом уроков? Этому может быть два объяснения. Первое из них касается степени стресса и психического истощения аутичных детей от пребывания в школе, а второе связано с особенностями их когнитивных навыков.
Стресс от пребывания в школе
Ребенку с расстройством аутистического спектра зачастую приходится обучаться по традиционной образовательной программе практически наравне со своими нормотипичными сверстниками в классе, однако по сравнению с другими детьми, аутичный ребенок сталкивается с дополнительными академическими трудностями и источниками стресса. У них есть дополнительная учебная программа, а именно – социальная. Они вынуждены использовать интеллектуальные рассуждения и логическое мышление для того, чтобы определять социальные правила, сложившиеся в классе или на игровой площадке. Другим детям не нужно сознательно обучаться социальным интеграционным навыкам, однако аутичному ребенку необходимо расшифровывать социальные сигналы и коды и когнитивно определять, что ему нужно сделать или сказать в конкретной социальной ситуации. Зачастую первой обратной связью, которую он получает, является критика в отношении ошибок и нечастое признание правильности реакций. Обучение на собственных ошибках не является наиболее эффективным способом обучения. Таким образом, эти дети должны концентрировать свое внимание на дополнительной учебной программе, которая их интеллектуально и психически истощает к концу школьного дня. Кроме того, они испытывают сложности с прочтением и реагированием на социальные сигналы учителей и других детей, с переживанием комплексной социализации, шума и хаоса на игровой площадке, неожиданных изменений в рутинном распорядке дня и интенсивной сенсорной нагрузки в шумном классе. В течение учебного дня им редко предоставляется возможность расслабиться.
Очень важно уметь определять и понимать уровень стресса, переживаемого аутичными детьми, поскольку его признаки могут отражаться на их поведении и настроении. Такие сигналы могут не бросаться в глаза в школьной среде, но быть очень очевидными дома. Ребенок может быть тихим и послушным в классе, но нетерпимым и агрессивным по возвращению домой. Некоторые дети становятся крайне тревожными по утрам перед тем, как отправляются в школу, и отказ ходить в школу или попытки побегов из школы могут являться признаком того, что уровень стресса в школе невыносим для ребенка. Некоторые дети могут подавать подобные сигналы и в школе, в виде эпизодов крайней тревожности или ярости, случаев паники или разрушительного и вспыльчивого поведения. Другие же переживают хронический стресс, который делает свой вклад в клиническую депрессию. В разговорах со специалистами аутичные дети, которые испытывают трудности с социальной академической программой и сталкиваются со стрессом в школьной среде, часто поясняют, что они хотят четкой границы, проведенной между школой и домом. Они говорят о том, что «школа нужна для обучения, а дом – для развлечения и отдыха». Поэтому перспектива возможного прерывания столь необходимого и заслуженного ими веселья и отдыха из-за выполнения домашних заданий иногда становится событием, с которым они уже не в состоянии справиться.
Особенности когнитивных навыков
Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую обладают необычным профилем когнитивных навыков, которые должны распознаваться и учитываться при выполнении академических заданий в школе или дома. Одним из аспектов когнитивного профиля является нарушение управленческой функции. В этом отношении аутичные дети напоминают детей с синдромом дефицита внимания, поскольку у них тоже могут возникать трудности с планированием, организацией и расставлением приоритетов, а также наблюдаться склонность к импульсивности и негибкости в решении проблем и небольшой объем рабочей памяти. Другие особенности включают в себя трудности при генерировании новых идей; потребность в супервизии, руководстве и помощи при определении того, что является актуальным; несформированный навык восприятия времени и управления им. Кроме того, существует вероятность того, что ребенок проявит необычные характеристики при прохождении стандартизированных тестов на интеллект, особенно в части вербальных и визуальных навыков (уровень функциональных возможностей). Некоторые дети являются «вербалистами», и их сильными сторонами являются чтение, объем словарного запаса и вербальные понятия, в то время как другие могут быть «визуалами», для которых одно изображение может «стоить» тысячи слов. Когнитивные и академические особенности ребенка, как правило, оцениваются администрацией школы, и должны приниматься специальные меры по оказанию помощи в школьной среде и по облегчению академического прогресса каждого ребенка. Учитель может знать, каким образом адаптировать учебную программу под потребности ребенка с аутизмом, однако эти знания и услуги далеко не всегда могут быть доступными в домашней среде.
Следующий ряд стратегий был разработан с целью минимизации нарушений исполнительной функции, адаптации когнитивных навыков ребенка и оказания ему помощи в выполнении домашних заданий с меньшим уровнем стресса для самого ребенка и его семьи.
• Создание среды обучения
Место, в котором ребенок занимается, должно способствовать концентрации и обучению. Хорошим примером может быть учебный кабинет с соответствующими сидениями, освещением и устранением любых отвлекающих стимулов. Отвлекающими стимулами могут быть визуальные стимулы, такие как присутствие игрушек или телевизора, которые являются для ребенка постоянным напоминанием о том, чем он предпочел бы заняться, или же аудиторными стимулами, такими как шум электроприборов или разговоры братьев или сестер. Убедитесь в том, что на рабочей поверхности присутствуют только те предметы, которые имеют отношение к выполнению задания. Кроме того, у братьев и сестер аутичного ребенка не должно быть доступа к его рабочим материалам.
Под руководством учителя родители могут подготовить ежедневное расписание для выполнения домашней работы, чтобы определить для ребенка ожидаемую продолжительность и содержание каждого задания или упражнения, заданного на дом. Это может оказаться очень полезной идеей, если ребенок испытывает трудности с распределением времени между различными компонентами домашней работы. Иногда выполнение домашних заданий может затянуться на несколько часов, хотя учитель планировал, что ребенок потратит на это всего несколько минут.
Можно использовать таймер, который будет напоминать ребенку о том, сколько времени осталось на выполнение каждого из заданий. Кроме того, важно убедиться, что время, запланированное для выполнения домашних заданий, не совпадает с любимым телевизионным шоу ребенка. Если так и случается, но время выполнения уроков изменить невозможно, то можно использовать возможности записи видео и дать ребенку просмотреть его любимую программу после выполнения им всей домашней работы.
Если ребенок испытывает потребность в регулярных перерывах, тогда работа может быть разделена на части, чтобы ребенок всегда мог видеть, сколько заданий ему необходимо выполнить прежде, чем он сможет отправиться на перемену. Ожидание от детей слишком продолжительной концентрации является одной из самых распространённых ошибок при обучении.
• Подготовка домашнего задания учителем
Учитель может выделить основные аспекты домашнего задания, подготовить письменные материалы и вопросы, таким образом, ребенок будет знать все важные нюансы, связанные с его домашним заданием. Учитель может попросить ребенка сформулировать свой план по выполнению домашней работы, чтобы убедиться, что ребенок подойдет к ее выполнению последовательно и логично, особенно если домашним заданием является написание эссе. Если же выполнение задания занимает несколько дней, важно, чтобы учитель регулярно проверял черновики ученика и оценивал его прогресс, что также повышает вероятность того, что задание будет выполнено в назначенные сроки.
• Проблемы памяти
Если у ребенка есть проблемы с запоминанием того, что именно ему было задано на дом, а также с удержанием в памяти актуальной информации, связанной с выполнением этой работы, что характерно для нарушения управленческой функции, решением может стать покупка какого-либо организационного приспособления. Небольшой диктофон, например, может обеспечить ребенка записью произнесенных учителем инструкций, а ребенок может добавить свои собственные комментарии или пометки к этой записи в качестве напоминания о ключевой информации. Ребенок и его родители в таком случае будут точно знать, что было задано в школе, а также получат всю актуальную информацию, связанную с этим заданием. Еще одной стратегией является получение номера телефона другого ребенка из класса, которому можно позвонить, чтобы получить необходимую информацию.
Дневник домашнего задания и планировщик могут помочь ребенку запомнить, какие книги нужно забрать домой, и какое домашнее задание будет выполняться в конкретный вечер. Органайзер или файлофакс с многочисленными разноцветными разделами и вкладышами могут сделать этот процесс более привлекательным для ребенка.
• Супервизия
Ребенок может испытывать трудности в тот момент, когда ему необходимо приступить к работе, и многие дети не всегда могут определить, что следует сделать в первую очередь. Медлительность может стать настоящей проблемой, и родителям зачастую приходится контролировать начало выполнения домашней работы. Когда ребенок начинает работу над заданием, супервизия не заканчивается. Родители также должны быть доступными, если ребенку потребуется помощь, кроме того, следует иногда контролировать правильность выбора ребенком стратегии для работы над заданием. У аутичных детей часто отмечается склонность к игнорированию альтернативных стратегий и приверженность к уже используемой стратегии даже в таких ситуациях, когда другие дети приняли бы решение о смене подхода. Для того чтобы показать ребенку различные пути решения задачи, можно предложить ему список альтернативных стратегий для выполнения одной и той же работы. Ребенку необходимо знать, что существует и «план Б».
Кроме того, супервизия необходима для того, чтобы помогать ребенку расставлять приоритеты, планировать, подбирать нужные слова и поддерживать мотивацию. Мотивацию можно повышать посредством специфических поощрений, для того чтобы поддерживать концентрацию и старательность.
Потребность ребенка в постоянном контроле может стать серьезной проблемой для многих родителей, которые вынуждены выполнять ряд других задач в семье, пока ребенок занимается уроками дома.
• Управление эмоциями
Как известно, детям с расстройствами аутистического спектра зачастую трудно справиться с критикой и состоянием фрустрации, и они не всегда способны управлять своими эмоциями. Они могут становиться достаточно возбужденными, если запутаются в чем-то или ошибутся. Взрослому необходимо находиться рядом с ребенком для того, чтобы помочь ему оставаться спокойным и логичным. Взрослому также следует моделировать состояние спокойствия, что в свою очередь тоже требует от него определенных навыков.
• Когнитивный стиль
Особое внимание следует уделять сильным и слабым сторонам когнитивных навыков у ребенка. Если ребенок относительно силен в визуальных рассуждениях, тогда использование диаграмм, карт и демонстраций значительно облегчит и увеличит его понимание. Если же ребенок обладает сильными вербальными навыками, тогда помогут письменные инструкции и обсуждения с использованием метафор (в особенности метафор, связанных с индивидуальными интересами ребенка). Дополнительные стратегии включают использование компьютера и клавиатуры, особенно в случае детей, которые испытывают трудности с письмом. Иногда родители также могут выступать в роли «секретаря» ребенка и записывать материал за ребенком. Выполнение домашней работы может быть совместной, а не одиночной деятельностью. Однако родители не должны чрезмерно опекать ребенка в этом процессе.
Многие дети аутизмом наслаждаются использованием компьютера и могут намного лучше понять материал, представленный на экране. Если материал дается другим человеком, это добавляет социальную и лингвистическую окраску ситуации, что может еще больше смутить аутичного ребенка. Учителям следует рассмотреть возможность адаптации домашних заданий таким образом, чтобы большую часть работы можно было выполнять, используя компьютер. Программы обработки текста, графики, а также возможности проверки орфографии играют неоценимую роль в повышении качества конечного продукта.
Если родители не способны помочь ребенку в решении определенных задач, можно договориться с учителем ребенка о возможности связаться с ним по телефону для того, чтобы он смог проконсультировать своего ученика.
Дети с расстройствами аутистического спектра требуют особого внимания при изучении с ними нового материала. Домашние задания должны формулироваться таким образом, чтобы в первую очередь включать уже известную ребенку информацию, а не новые и незнакомые ему понятия.
Еще одной характерной особенностью аутичных учащихся является сложность при объяснении хода их рассуждений при помощи речи. К примеру, ребенок дает правильный ответ к математической задаче, однако, не может объяснить, как он получил этот ответ. Их когнитивные стратегии могут быть нетрадиционными и скорее интуитивными, чем дедуктивными. Учителям необходимо научиться принимать их правильные ответы даже в ситуациях, когда логика ребенка им непонятна.
Обучение ребенка с аутизмом требует наличия специальных навыков, которых может не быть у обычных родителей. Кроме того, родители являются эмоционально более заинтересованными, чем школьные учителя, что может повлиять на их объективность. Решением может стать поиск тьютора для обеспечения ребенка профессиональным руководством и супервизией, однако, такой вариант может оказаться за пределами финансовых возможностей большинства семей.
Спорное предложение.
Если выполнение домашних заданий связано у аутичных детей с такими мучениями, что можно сделать для того, чтобы уменьшить отчаяние ребенка, которого истощил учебный день в школе, родителей, которые пытаются замотивировать его к обучению дома, и учителей, которые осознают, что домашняя работа является не самым эффективным способом обучения таких детей? Если от ребенка требуется выполнение домашних заданий на постоянной основе, в таком случае все стороны должны понимать, что для удовлетворительного и своевременного выполнения заданных уроков ребенку потребуется значительная помощь и время. Одним из вариантов является предоставление ребенку возможности выполнять его домашнее задание в школе. Он может заниматься им во время обеда или до/после уроков в классе или в библиотеке. Тем не менее, он по-прежнему будет нуждаться в помощи со стороны учителя или его ассистентов. Многие аутичные дети смогли окончить среднюю школу благодаря сокращению количества предметов и предоставления им дополнительного времени в течение школьного дня для выполнения домашней работы.
Если же все вышеописанные стратегии окажутся неэффективными, то какая есть альтернатива? Нужно ли освобождать аутичных детей от выполнения домашней работы? Если стратегии, описанные в данной статье, окажутся безуспешными или неприменимыми, тогда ответ «да». Зачастую данный выбор становится огромным облегчением для ребенка, его родителей и даже его школьных учителей.
Источник: http://www.child-autism-parent-cafe.com/homework.html
Одной из трудностей для детей с расстройствами аутистического спектра, их семей и учителей является удовлетворительное выполнение ими своих домашних заданий. Почему же эта категория детей имеет такую сильную эмоциональную реакцию на одну только мысль о начале работы над своим домашним заданием, и зачастую с трудом справляется с выполнением заданных на дом уроков? Этому может быть два объяснения. Первое из них касается степени стресса и психического истощения аутичных детей от пребывания в школе, а второе связано с особенностями их когнитивных навыков.
Стресс от пребывания в школе
Ребенку с расстройством аутистического спектра зачастую приходится обучаться по традиционной образовательной программе практически наравне со своими нормотипичными сверстниками в классе, однако по сравнению с другими детьми, аутичный ребенок сталкивается с дополнительными академическими трудностями и источниками стресса. У них есть дополнительная учебная программа, а именно – социальная. Они вынуждены использовать интеллектуальные рассуждения и логическое мышление для того, чтобы определять социальные правила, сложившиеся в классе или на игровой площадке. Другим детям не нужно сознательно обучаться социальным интеграционным навыкам, однако аутичному ребенку необходимо расшифровывать социальные сигналы и коды и когнитивно определять, что ему нужно сделать или сказать в конкретной социальной ситуации. Зачастую первой обратной связью, которую он получает, является критика в отношении ошибок и нечастое признание правильности реакций. Обучение на собственных ошибках не является наиболее эффективным способом обучения. Таким образом, эти дети должны концентрировать свое внимание на дополнительной учебной программе, которая их интеллектуально и психически истощает к концу школьного дня. Кроме того, они испытывают сложности с прочтением и реагированием на социальные сигналы учителей и других детей, с переживанием комплексной социализации, шума и хаоса на игровой площадке, неожиданных изменений в рутинном распорядке дня и интенсивной сенсорной нагрузки в шумном классе. В течение учебного дня им редко предоставляется возможность расслабиться.
Очень важно уметь определять и понимать уровень стресса, переживаемого аутичными детьми, поскольку его признаки могут отражаться на их поведении и настроении. Такие сигналы могут не бросаться в глаза в школьной среде, но быть очень очевидными дома. Ребенок может быть тихим и послушным в классе, но нетерпимым и агрессивным по возвращению домой. Некоторые дети становятся крайне тревожными по утрам перед тем, как отправляются в школу, и отказ ходить в школу или попытки побегов из школы могут являться признаком того, что уровень стресса в школе невыносим для ребенка. Некоторые дети могут подавать подобные сигналы и в школе, в виде эпизодов крайней тревожности или ярости, случаев паники или разрушительного и вспыльчивого поведения. Другие же переживают хронический стресс, который делает свой вклад в клиническую депрессию. В разговорах со специалистами аутичные дети, которые испытывают трудности с социальной академической программой и сталкиваются со стрессом в школьной среде, часто поясняют, что они хотят четкой границы, проведенной между школой и домом. Они говорят о том, что «школа нужна для обучения, а дом – для развлечения и отдыха». Поэтому перспектива возможного прерывания столь необходимого и заслуженного ими веселья и отдыха из-за выполнения домашних заданий иногда становится событием, с которым они уже не в состоянии справиться.
Особенности когнитивных навыков
Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую обладают необычным профилем когнитивных навыков, которые должны распознаваться и учитываться при выполнении академических заданий в школе или дома. Одним из аспектов когнитивного профиля является нарушение управленческой функции. В этом отношении аутичные дети напоминают детей с синдромом дефицита внимания, поскольку у них тоже могут возникать трудности с планированием, организацией и расставлением приоритетов, а также наблюдаться склонность к импульсивности и негибкости в решении проблем и небольшой объем рабочей памяти. Другие особенности включают в себя трудности при генерировании новых идей; потребность в супервизии, руководстве и помощи при определении того, что является актуальным; несформированный навык восприятия времени и управления им. Кроме того, существует вероятность того, что ребенок проявит необычные характеристики при прохождении стандартизированных тестов на интеллект, особенно в части вербальных и визуальных навыков (уровень функциональных возможностей). Некоторые дети являются «вербалистами», и их сильными сторонами являются чтение, объем словарного запаса и вербальные понятия, в то время как другие могут быть «визуалами», для которых одно изображение может «стоить» тысячи слов. Когнитивные и академические особенности ребенка, как правило, оцениваются администрацией школы, и должны приниматься специальные меры по оказанию помощи в школьной среде и по облегчению академического прогресса каждого ребенка. Учитель может знать, каким образом адаптировать учебную программу под потребности ребенка с аутизмом, однако эти знания и услуги далеко не всегда могут быть доступными в домашней среде.
Следующий ряд стратегий был разработан с целью минимизации нарушений исполнительной функции, адаптации когнитивных навыков ребенка и оказания ему помощи в выполнении домашних заданий с меньшим уровнем стресса для самого ребенка и его семьи.
• Создание среды обучения
Место, в котором ребенок занимается, должно способствовать концентрации и обучению. Хорошим примером может быть учебный кабинет с соответствующими сидениями, освещением и устранением любых отвлекающих стимулов. Отвлекающими стимулами могут быть визуальные стимулы, такие как присутствие игрушек или телевизора, которые являются для ребенка постоянным напоминанием о том, чем он предпочел бы заняться, или же аудиторными стимулами, такими как шум электроприборов или разговоры братьев или сестер. Убедитесь в том, что на рабочей поверхности присутствуют только те предметы, которые имеют отношение к выполнению задания. Кроме того, у братьев и сестер аутичного ребенка не должно быть доступа к его рабочим материалам.
Под руководством учителя родители могут подготовить ежедневное расписание для выполнения домашней работы, чтобы определить для ребенка ожидаемую продолжительность и содержание каждого задания или упражнения, заданного на дом. Это может оказаться очень полезной идеей, если ребенок испытывает трудности с распределением времени между различными компонентами домашней работы. Иногда выполнение домашних заданий может затянуться на несколько часов, хотя учитель планировал, что ребенок потратит на это всего несколько минут.
Можно использовать таймер, который будет напоминать ребенку о том, сколько времени осталось на выполнение каждого из заданий. Кроме того, важно убедиться, что время, запланированное для выполнения домашних заданий, не совпадает с любимым телевизионным шоу ребенка. Если так и случается, но время выполнения уроков изменить невозможно, то можно использовать возможности записи видео и дать ребенку просмотреть его любимую программу после выполнения им всей домашней работы.
Если ребенок испытывает потребность в регулярных перерывах, тогда работа может быть разделена на части, чтобы ребенок всегда мог видеть, сколько заданий ему необходимо выполнить прежде, чем он сможет отправиться на перемену. Ожидание от детей слишком продолжительной концентрации является одной из самых распространённых ошибок при обучении.
• Подготовка домашнего задания учителем
Учитель может выделить основные аспекты домашнего задания, подготовить письменные материалы и вопросы, таким образом, ребенок будет знать все важные нюансы, связанные с его домашним заданием. Учитель может попросить ребенка сформулировать свой план по выполнению домашней работы, чтобы убедиться, что ребенок подойдет к ее выполнению последовательно и логично, особенно если домашним заданием является написание эссе. Если же выполнение задания занимает несколько дней, важно, чтобы учитель регулярно проверял черновики ученика и оценивал его прогресс, что также повышает вероятность того, что задание будет выполнено в назначенные сроки.
• Проблемы памяти
Если у ребенка есть проблемы с запоминанием того, что именно ему было задано на дом, а также с удержанием в памяти актуальной информации, связанной с выполнением этой работы, что характерно для нарушения управленческой функции, решением может стать покупка какого-либо организационного приспособления. Небольшой диктофон, например, может обеспечить ребенка записью произнесенных учителем инструкций, а ребенок может добавить свои собственные комментарии или пометки к этой записи в качестве напоминания о ключевой информации. Ребенок и его родители в таком случае будут точно знать, что было задано в школе, а также получат всю актуальную информацию, связанную с этим заданием. Еще одной стратегией является получение номера телефона другого ребенка из класса, которому можно позвонить, чтобы получить необходимую информацию.
Дневник домашнего задания и планировщик могут помочь ребенку запомнить, какие книги нужно забрать домой, и какое домашнее задание будет выполняться в конкретный вечер. Органайзер или файлофакс с многочисленными разноцветными разделами и вкладышами могут сделать этот процесс более привлекательным для ребенка.
• Супервизия
Ребенок может испытывать трудности в тот момент, когда ему необходимо приступить к работе, и многие дети не всегда могут определить, что следует сделать в первую очередь. Медлительность может стать настоящей проблемой, и родителям зачастую приходится контролировать начало выполнения домашней работы. Когда ребенок начинает работу над заданием, супервизия не заканчивается. Родители также должны быть доступными, если ребенку потребуется помощь, кроме того, следует иногда контролировать правильность выбора ребенком стратегии для работы над заданием. У аутичных детей часто отмечается склонность к игнорированию альтернативных стратегий и приверженность к уже используемой стратегии даже в таких ситуациях, когда другие дети приняли бы решение о смене подхода. Для того чтобы показать ребенку различные пути решения задачи, можно предложить ему список альтернативных стратегий для выполнения одной и той же работы. Ребенку необходимо знать, что существует и «план Б».
Кроме того, супервизия необходима для того, чтобы помогать ребенку расставлять приоритеты, планировать, подбирать нужные слова и поддерживать мотивацию. Мотивацию можно повышать посредством специфических поощрений, для того чтобы поддерживать концентрацию и старательность.
Потребность ребенка в постоянном контроле может стать серьезной проблемой для многих родителей, которые вынуждены выполнять ряд других задач в семье, пока ребенок занимается уроками дома.
• Управление эмоциями
Как известно, детям с расстройствами аутистического спектра зачастую трудно справиться с критикой и состоянием фрустрации, и они не всегда способны управлять своими эмоциями. Они могут становиться достаточно возбужденными, если запутаются в чем-то или ошибутся. Взрослому необходимо находиться рядом с ребенком для того, чтобы помочь ему оставаться спокойным и логичным. Взрослому также следует моделировать состояние спокойствия, что в свою очередь тоже требует от него определенных навыков.
• Когнитивный стиль
Особое внимание следует уделять сильным и слабым сторонам когнитивных навыков у ребенка. Если ребенок относительно силен в визуальных рассуждениях, тогда использование диаграмм, карт и демонстраций значительно облегчит и увеличит его понимание. Если же ребенок обладает сильными вербальными навыками, тогда помогут письменные инструкции и обсуждения с использованием метафор (в особенности метафор, связанных с индивидуальными интересами ребенка). Дополнительные стратегии включают использование компьютера и клавиатуры, особенно в случае детей, которые испытывают трудности с письмом. Иногда родители также могут выступать в роли «секретаря» ребенка и записывать материал за ребенком. Выполнение домашней работы может быть совместной, а не одиночной деятельностью. Однако родители не должны чрезмерно опекать ребенка в этом процессе.
Многие дети аутизмом наслаждаются использованием компьютера и могут намного лучше понять материал, представленный на экране. Если материал дается другим человеком, это добавляет социальную и лингвистическую окраску ситуации, что может еще больше смутить аутичного ребенка. Учителям следует рассмотреть возможность адаптации домашних заданий таким образом, чтобы большую часть работы можно было выполнять, используя компьютер. Программы обработки текста, графики, а также возможности проверки орфографии играют неоценимую роль в повышении качества конечного продукта.
Если родители не способны помочь ребенку в решении определенных задач, можно договориться с учителем ребенка о возможности связаться с ним по телефону для того, чтобы он смог проконсультировать своего ученика.
Дети с расстройствами аутистического спектра требуют особого внимания при изучении с ними нового материала. Домашние задания должны формулироваться таким образом, чтобы в первую очередь включать уже известную ребенку информацию, а не новые и незнакомые ему понятия.
Еще одной характерной особенностью аутичных учащихся является сложность при объяснении хода их рассуждений при помощи речи. К примеру, ребенок дает правильный ответ к математической задаче, однако, не может объяснить, как он получил этот ответ. Их когнитивные стратегии могут быть нетрадиционными и скорее интуитивными, чем дедуктивными. Учителям необходимо научиться принимать их правильные ответы даже в ситуациях, когда логика ребенка им непонятна.
Обучение ребенка с аутизмом требует наличия специальных навыков, которых может не быть у обычных родителей. Кроме того, родители являются эмоционально более заинтересованными, чем школьные учителя, что может повлиять на их объективность. Решением может стать поиск тьютора для обеспечения ребенка профессиональным руководством и супервизией, однако, такой вариант может оказаться за пределами финансовых возможностей большинства семей.
Спорное предложение.
Если выполнение домашних заданий связано у аутичных детей с такими мучениями, что можно сделать для того, чтобы уменьшить отчаяние ребенка, которого истощил учебный день в школе, родителей, которые пытаются замотивировать его к обучению дома, и учителей, которые осознают, что домашняя работа является не самым эффективным способом обучения таких детей? Если от ребенка требуется выполнение домашних заданий на постоянной основе, в таком случае все стороны должны понимать, что для удовлетворительного и своевременного выполнения заданных уроков ребенку потребуется значительная помощь и время. Одним из вариантов является предоставление ребенку возможности выполнять его домашнее задание в школе. Он может заниматься им во время обеда или до/после уроков в классе или в библиотеке. Тем не менее, он по-прежнему будет нуждаться в помощи со стороны учителя или его ассистентов. Многие аутичные дети смогли окончить среднюю школу благодаря сокращению количества предметов и предоставления им дополнительного времени в течение школьного дня для выполнения домашней работы.
Если же все вышеописанные стратегии окажутся неэффективными, то какая есть альтернатива? Нужно ли освобождать аутичных детей от выполнения домашней работы? Если стратегии, описанные в данной статье, окажутся безуспешными или неприменимыми, тогда ответ «да». Зачастую данный выбор становится огромным облегчением для ребенка, его родителей и даже его школьных учителей.
Источник: http://www.child-autism-parent-cafe.com/homework.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.