3 октября 2013 г.

Сенсорное поведение.


проблемное поведение
В одной из предыдущих публикаций, посвященной работе с проблемами поведения в инклюзивном классе, мы говорили об определении целевых форм нежелательного поведения и его функции. Одной из функций нежелательного поведения у аутичных детей является получение сенсорных ощущений.


Специалисты, работающие с детьми с аутизмом, хорошо понимают, о чем идет речь, когда слышат термин «сенсорное поведение». Сенсорное поведение представляет собой один из диагностических критериев аутизма – стереотипное и повторяющееся поведение. У каждого ребенка это может выглядеть по-разному: аутостимуляция, хлопки в ладошку, раскачивание, шлепки, выстраивание предметов в линии и т.п. Этот список может быть длинным. С таким поведением бывает крайне сложно работать, поскольку оно обеспечивает ребенку определенный вид внутреннего усиления, которое он в действительности может контролировать, и к которому у него есть независимый доступ. В подобных обстоятельствах невозможно просто устранить внимание или избегание, как в случае с поведениями, функцией которых является получение внимания или избегание какой-либо деятельности или требований.

Во-первых, необходимо учитывать следующие факторы:

Насколько разрушительным является поведение? Неинтенсивные, едва заметные хлопки в ладоши еще никому не навредили. В качестве целевых поведений для вмешательства следует избирать только потенциально опасные, крайне разрушительные поведения, которые ограничивают возможности ребенка для инклюзии/социализации.
Наблюдайте за поведением: подумайте о том, что конкретно в целевом поведении является поощрением. Может быть, это визуальная стимуляция (наблюдение за хлопками в ладоши перед своими глазами), аудиторная стимуляция (звук, издаваемый при хлопании в ладоши) или физическая стимуляция (ощущения от хлопков)?
Основной путь в работе с сенсорным поведением – это поиск возможных альтернативных реакций. Речь идет о некоторых видах реакций, которые каким-либо образом удовлетворяют те же сенсорные потребности ребенка. Именно по этой причине игры с сенсорными игрушками и занятие сенсорной деятельностью являются настолько эффективными и популярными при работе с аутичными детьми младшего возраста. Существуют многочисленные перечни сенсорных объектов, многие из которых можно найти в любом доме или изготовить своими руками.
Предоставьте вашему учащемуся доступ к ряду сенсорных игрушек и к определенным видам сенсорной деятельности для того, чтобы увидеть, что его привлекает наиболее всего
Включите регулярные «сенсорные перерывы» в распорядок дня
Подготовьте наглядные материалы для наиболее распространенных сенсорных предметов и игрушек, чтобы учащийся имел возможность попросить о них
Разработайте перечень «мини сенсорной деятельности», которая может быть реализована и за пределами школьного класса. Это могут быть небольшие предметы для манипуляции, которые устраняют беспокойство, и которые ребенок сможет брать с собой в общественные места, в инклюзивный класс и домой.

Одна из самых удачных стратегий – это позволение ребенку «работать» за сенсорное поведение (конечно же, если оно не представляет собой никакой опасности) или за сенсорную игрушку. Очевидно, что данная деятельность является поощрением, так почему бы не сыграть на этом? В некоторых инклюзивных классах специалистам удается построить работу так, что дети выполняют задания за возможность порвать бумагу, поиграть с бисером или пластилином, сложить мозаику, поговорить вслух и т.п.

Еще одной игрой, уместной в рамках данного вмешательства, является «сенсорное место», которое оговаривается с ребенком. Это может быть определенный стул, угол в классной комнате или определенная часть ковра, в которой допускается демонстрация сенсорного поведения, при условии, что это поведение не является опасным. Если задуматься, каждый человек в той или иной степени участвует в сенсорном поведении. Мы накручиваем на пальцы локоны волос, грызем ногти, ощупываем языком свои зубы и т.д. Не все формы сенсорного поведения имеют негативную окраску, просто дети с аутизмом, как правило, проявляют более крайние или экстремальные версии такого поведения. Избавляться от него полностью зачастую нет необходимости, однако есть смысл сделать такое поведение менее заметным, чтобы они не нарушали привычный распорядок дня, не оказывали разрушительного воздействия на окружающую среду и не приводили к изгнанию ребенка из сообщества его сверстников и взрослых.

Еще одним видом вмешательства является предоставление усиления за временные интервалы БЕЗ целевого поведения. Данное вмешательство легче использовать в случае учащихся с более развитыми речевыми навыками. Начинать следует с непродолжительного временного интервала (достижимые цели) и предоставлять поощрения очень высокого качества (не наклейки), если ребенок не проявил целевого поведения в течение оговоренного периода времени. Для этих целей можно использовать визуальные таймеры и приложения для iPod.
Кроме того, причиной проблем поведения может быть также сенсорная перегрузка, о которой мы говорили в предыдущей публикации.


Источник: http://theautismhelper.com/behavior-week-sensory-behaviors/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.