4 октября 2013 г.

Поведение, функцией которого является избегание неприятных стимулов или нежелательной деятельности.

поведение уклонения
В данной публикации речь пойдет о поведениях, при помощи которых ребенку удается избавиться от чего-либо. Как правило, демонстрируя такое поведение, учащиеся пытаются избежать:


Работы – это могут быть определенные виды академических заданий, слишком сложные задачи, или же избегание любого вида требований
Социальных ситуаций – для детей с аутизмом социализация и общение действительно могут представлять собой сложнейшие ситуации, которых они всеми силами стараются избегать
Сенсорного опыта/окружающей среды – некоторые виды деятельности или условия окружающей среды могут оказаться подавляющими или стрессовыми для детей с аутизмом; окружение со слишком громким шумом, мерцающее флуоресцентное освещение или слишком активная деятельность могут быть аверсивными факторами для аутичного ребенка.

Многие дети (как аутичные, так и нормотипичные) демонстрируют нежелательное поведение с целью избежать выполнения определенных задач. Подобное неуместное поведение может продолжаться довольно длительный промежуток времени, поскольку оно, как правило, работает. Когда ребенок ведет себя в классе несоответствующим образом и его отправляют на таймаут, порицают или отводят на серьезный разговор к директору, он, таким образом, получает перерыв и в любом случае не выполняет классную работу. Ребенок получает именно то, чего он хотел – он избегает академической деятельности. Таким образом, учителю необходимо решить довольно сложную проблему: одновременно избавиться от нежелательного поведения со стороны учеников и добиться выполнения заданий.

Вот несколько успешных стратегий поведения:

Доступ к перерывам. Существует множество способов предоставления доступа к перерывам. Вы можете обеспечить систематический доступ к переменам на безусловной основе – к примеру, на основе расписания перерывов, которое не зависит от того, чего ребенок занимается. Идея данного вмешательства заключается в том, что поскольку ребенок получает регулярные перерывы, ему не нужно будет демонстрировать нежелательное поведение с целью получить к ним доступ. Для этих целей также можно использовать визуальные таймеры, чтобы ребенок всегда знал о приближении времени перемены.

Обучение обращению с просьбой о перемене. Некоторые аутичные дети нуждаются в обучении тому, как обращаться с просьбой о перерыве. Вы можете использовать социальные истории, вербальные подсказки («Ты можешь сказать «мне нужен перерыв», если тебе нужно на перемену») или заранее подготовленную письменную реплику (напечатанная фраза-просьба о перемене). В случае невербальных учащихся можно использовать карточки. В самом начале реализации подобного вмешательства необходимо предоставлять ребенку перерыв каждый раз, когда о нем попросит. Сначала вам нужно сформировать данный навык, а затем уже можно начинать работать над тем, чтобы ограничить его использование. Например, можно использовать различные наглядные материалы для того, чтобы продемонстрировать, о каком количестве перемен учащийся может попросить. Когда он использует все возможности, просьбы о перерыве не будут удовлетворяться.

Упростите задания. Может быть, задачи, поставленные перед ребенком, слишком сложные? Попробуйте упростить задания, а затем постепенно увеличивать их сложность.

Более короткие рабочие сессии. Сократите обучающие сессии своих учащихся. Вы можете реализовывать большее количество обучающих сессий, главное, чтобы они были короткими.

Предоставляйте задания в быстром темпе. Старайтесь использовать каждую минуту вашего рабочего времени. Однако обратите внимание на то, что для некоторых детей такая интенсивность обучения может оказаться чрезмерной. В таком случае можно несколько сократить темп вашей работы.

Предоставление учащимся выбора в отношении заданий или последовательности выполнения заданий. Это эффективная стратегия, которую довольно легко реализовать: спросите у своих учеников, над какими заданиями они хотели бы поработать. Также вы можете спросить их о предпочитаемой последовательности выполнения этих заданий. Хотели бы они сначала заняться математикой или чтением? Что они предпочтут – выполнение заданий по рабочей тетради или работу по учебнику? Пусть покажут, с какого задания им хотелось бы начать. Это действительно может значительно снизить уровень нежелательного поведения. И в этом есть смысл, ведь всем нам нравится самостоятельно принимать решение в отношении того, в каком порядке и что мы будем делать. Иногда мы предпочитаем справиться с неприятными делами в самом начале, а иногда нам хочется немного расслабиться и настроиться на работу, и мы начинаем наш день с каких-нибудь приятных дел.

Устранение требований. Некоторые из учащихся избегают требований. Для некоторых из них выполнение требований представляет собой довольно трудную задачу. Начинайте с меньшего. Сегодня предоставьте ребенку поощрение за то, что он проверил свое расписание. Завтра – за то, что он сидел за столом спокойно на протяжении одной минуты. Затем за самостоятельное открытие папки с учебными материалами. Потом – за выполнение заданий на первой странице, и т.д. Это постепенный процесс, но он представляет собой хороший способ подойти к выполнению комплексных задач целиком. В особенности эффективной данная стратегия является в случае работы с детьми, демонстрирующими множество различных форм нежелательного поведения, и которые далеки от самостоятельного выполнения сложных многошаговых заданий.

«Просто, просто, просто, сложно». Начинайте с нескольких простых заданий, а затем переходите к более сложным. Например, если ребенок испытывает трудности с озвучиванием/имитацией слов, предоставьте в быстрой последовательности следующие инструкции: «дотронься до глаз, хлопни в ладоши, сделай так (имитация прикосновения к голове), скажи «привет»». Учащиеся, вовлеченные в выполнение простых требований, зачастую легко следуют и более сложным инструкциям.

Перемены, предоставляемые по завершению работы. Отпускайте учащегося на перемену после того, как он выполнит определенные задания.

Уменьшение объема работы, обусловленное выполнением заданий. Например, «если ты выполнишь задания с этих двух страниц, тебе не нужно будет решать вот эти примеры». Учащиеся могут иметь высокую мотивацию к выполнению заданий, если они знают, что это избавит их от выполнения другой работы!

Наглядные материалы, демонстрирующие объем работы. Использование визуального расписания и наглядных материалов для того, чтобы показать учащемуся, какой объем работы ему необходимо выполнить, является успешным и эффективным вмешательством. Иногда учащиеся расстраиваются, потому что они не могут рецептивно понять, какой объем работы они должны выполнить. Фактор неожиданности может очень огорчить не только аутичного ребенка, но и совершенно типичного взрослого. Представьте, что в конце рабочего дня, когда вы уже готовы отправиться домой, ваш директор вызывает вас к себе и просит провести еще 5 уроков. Скорее всего, вы расстроитесь. Используйте визуальное расписание и наглядные материалы для того, чтобы показать учащемуся, какой объем работы ему необходимо выполнить.

Сверх-коррекция. Когда учащийся демонстрирует нежелательное поведение, ему необходимо приложить дополнительные усилия для того, чтобы компенсировать последствия нежелательного поведения. Сверх-коррекция также может предполагать дополнительную работу. Например, если учащийся разорвал свою рабочую тетрадь, ему нужно будет подмести пол и протереть все столы в классе. Если ребенок в истерике переворачивает книжную полку, он должен будет убрать книги и починить сломанную мебель, и т.д.

Блокирование реакции / «рука поверх руки ребенка». Это очень и эффективная и полностью применимая стратегия работы с детьми младшего возраста. Допускается как использование подсказок формата «рука поверх руки», так и блокирование любых попыток избежать выполнения академических требований. Если ребенок пытается уклониться от складывания паззла, вы можете сесть за его спиной, осуществлять движения его руками, чтобы вкладывать части паззла на их место, физически направлять учащегося на его место, если он пытается убежать, блокировать его попытки встать со стула и т.п. Такая процедура предоставления подсказок может иметь ослабляющие характеристики для некоторых учеников и поощрять их к тому, чтобы в дальнейшем они выполняли работу самостоятельно.

В дополнение к любой из этих стратегий крайне важно убедиться в том, что нежелательное поведение вашего учащегося НЕ приводит к избеганию академической деятельности. В противном случае, такое поведение будет продолжаться. Необходимо удостовериться, что нежелательное поведение не обеспечивает ребенку перерыв в работе. В случае поведения, функцией которого является избегание требований и учебной деятельности, не используйте таймаут, перемены непосредственно после проблемного поведения, длительные порицания и т.п. Учащиеся должны получать перерыв только в случае, когда они соответствующим образом обращаются с просьбой о нем.

Источник: http://theautismhelper.com/behavior-week-escape-maintained-behaviors-behaviors-work/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.