4 сентября 2012 г.

Аспекты, на которые стоит обратить внимание при инклюзии учащихся с синдромом Аспергера



инклюзивное образованиеЛюбой, кто сталкивался с детьми, страдающими синдромом Аспергера, знает, что проявляется данное заболевание очень по-разному. Зачастую являясь социально некомпетентными, некоторые дети демонстрируют значительные успехи в учебе и обладают высочайшим уровнем развития интеллекта, другие же имеют серьезные трудности с выполнением простых заданий; некоторые завязывают дружеские отношения, а другие испытывают отчаянное одиночество. Не существует двоих одинаковых детей с синдромом Аспергера, тем более не существует двоих детей с идентичными потребностями в образовании.


Некоторым учащимся может потребоваться среда с большей опекой, если простое помещение в общеобразовательный класс вызывает слишком большой стресс, в то время как другим учащимся необходима лишь небольшая поддержка в развитии их социальных и организационных навыков в условиях обычной общеобразовательной среды. Но инклюзивные потребности детей с синдромом Аспергера объединяет одно: они нуждаются в помощи, чтобы оптимизировать свои навыки и сильные стороны, оставаясь при этом в нормотипичной школьной среде, если это возможно.
Согласование индивидуальных потребностей ребенка с уровнем предоставляемой поддержки имеет решающее значение для повышения уровня его независимости и самооценки. Каждой семье, в которой есть ребенок с синдромом Аспергера, необходимо знать, на какие аспекты следует обратить внимание:
 
1. Развитие основных социальных навыков и способностей к социальным взаимоотношениям. Школьный персонал и поведенческие тераписты часто предлагают программы по обучению социальным навыкам. Качество и тип такого обучения имеет решающее значение для успеха. Многие из них не имеют под собой твердого научно-исследовательского обоснования, а простое предоставление ребенку возможности социального взаимодействия не делает программу успешным инструментом для развития социальных навыков. Внимание к индивидуальным потребностям ребенка в специфических навыках в сочетании с возможностью для обобщения полученных навыков за пределами формальных условий обучающей программы являются необходимыми ее компонентами для успешного развития навыков. Родители должны всегда задавать вопросы о научной обоснованности программы и об учете индивидуальных потребностей их ребенка, а если их вовсе не привлекают к участию в программе обучения, важнейшее звено для обобщения полученных навыков выпадает из цепочки, и родителям стоит отнестись к такой программе с подозрением.

Иногда такие социальные программы оказываются крайне упрощенными, и обучают детей только таким базовым инструментальным навыкам как зрительный контакт или приветствие. Помощь детям с синдромом Аспергера в понимании социальных норм и в разработке более сложных навыков социального мышления имеет решающее значение для социального успеха и независимости в долгосрочной перспективе. Таким образом, будьте критичным потребителем, запросите подробное изложение философии и учебного плана программы. Кроме того, даже после получения базовых социальных навыков, дети с синдромом Аспергера тем не менее испытывают трудности с развитием полноценных межличностных взаимоотношений. В данной ситуации учителя, например, могут посодействовать нормальным взаимодействиям в реальных жизненных ситуациях, которые складываются в школах, особенно на игровой площадке, в обеденный перерыв или в любой другой неструктурированной среде. Родители могут помочь, попытавшись расширить круг интересов своего ребенка, чтобы сделать их более типичными или соответствующими его возрасту. Родители и учителя могут проявить творческий подход в поиске сверстников со схожими интересами через клубы, интернет сайты и другие ресурсы. Общение двоих детей, у которых общим является только диагноз «синдром Аспергера» (а вместе с этим скорее всего и скудные социальные навыки), является гораздо менее эффективным, чем общение двоих детей, увлеченных одной деятельностью и способных говорить о ней до бесконечности.
 
2. Организационные проблемы в контексте хороших образовательных навыков. Проблемы дезорганизации являются общими для учащихся с синдромом Аспергера и часто имеют крайне негативное влияние на их успеваемость. Просьба «быть более организованными» или негативное обусловленное ослабление поведения являются неэффективным и болезненным вмешательством. Нейропсихологическое оценивание может помочь нам разобраться в том, дефицит каких именно навыков вызывает проблемы ребенка с успеваемостью. Как только основные проблемы будут выявлены и определены, их решение становится прерогативой в его обучении, а не объектом критики. Будьте также готовы к тому, чтобы найти специалиста, способного обучить учителей и другой школьный персонал тому, как различия в функционировании мозга могут проявляться у таких детей. Многие работники сферы образования не знают этой важнейшей информации.

 
3. Незрелое и неуместное выражение своих эмоций. Результатом ограниченных дружеских взаимоотношений является то, что эмоциональная зрелость развивается очень медленно или несколько необычно, в условиях ежедневной тревоги и дискомфорта в социальной среде. Кроме того, дети с синдромом Аспергера имеют различия в цепи нейронов, ответственных за эмоциональное развитие. Эти сложности могут выражаться в условиях школьной среды как неспособность управлять своими эмоциями, моделировать адекватный ответ на разочарование или огорчение, или как проявление гнева в ответ на любые отличия сложившейся ситуации от ожиданий ребенка. Зачастую персонал в школах не имеет соответствующей подготовки для специальной помощи учащимся в этих вопросах. Консультант, имеющий большой опыт в эмоциональном развитии детей и подростков с синдромом Аспергера, может оказать неоценимую помощь школе в разработке протокола для управления и поддержки таких учащихся.
 
4. Изоляция, тревожность и депрессии. Часто дети и подростки с синдромом Аспергера погружаются в интернет или мир фантазий, чтобы избежать социальных страданий, а их семьи не представляют себе, как справиться с этой проблемой. Если вы заметили изменения в эмоциональном состоянии ребенка, например повышенную раздражительность или агрессию, должна быть проведена поведенческая оценка и тестирование уровня тревожности и расстройств настроения. Школы должны попытаться помочь семьям найти хороших специалистов, а также выяснить причины страха или тревоги ребенка, например, издевательства сверстников или другие стрессовые ситуации. Семьи должны отнестись к депрессии и повышению тревожности серьезно, и не воспринимать эти симптомы просто как часть клинической картины заболевания.

 
5. Широкие вариации в развитии. Типичными трудностями, непосредственно связанными с особенностями функционирования мозга, считаются нарушения координации, проблемы почерка, медленная обработка информации, невнимательность и крайности в академических способностях: то, что ребенок с синдромом Аспергера может решить любую арифметическую задачу в уме, не означает, что он в состоянии соблюдать длинный порядок действий в примере на деление, а эрудированная беседа такого ребенка на исторические темы не означает, что он способен написать зрелое сочинение или историческое эссе.
 
Профессионал, хорошо знакомый с широким спектром проявлений данного заболевания может помочь родителям профессиональной оценкой реальных потребностей ребенка и предложением возможных подходов к их удовлетворению. Каждый новый этап развития обычно приносит новые проблемы для детей. Школа, которая предоставляла прекрасную инклюзивную среду в третьем классе, может оказаться не в состоянии справиться с проблемами, возникающими с детьми в средней или старшей школе. Таким образом, постоянная переоценка образовательной среды и текущих потребностей ребенка является решающим фактором для академической и личной успешности ребенка с синдромом Аспергера, начиная с дошкольного возраста и вплоть до окончания им колледжа.
 
 
 
Источник: www.aspergercenter.com, информационный бюллетень.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.