28 августа 2012 г.

Аутизм и благоразумная инклюзия.


Мнение Мишель Гарсиа Виннер, магистра гуманитарных наук, специализирующегося на лечении лиц с высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера, невербального расстройства обучения и т.д.


подготовка к инклюзии ребенкаИнклюзия – очень многогранный вопрос, связанный с социальными сложностями аутичных детей в классах обучения. В то время, как зачастую в ходе коррекционной работы детей обучают социальным навыкам лишь в контексте игры или речи, в реальности учащиеся используют социальное мышление и многие другие социальные навыки, связанные с постоянным нахождением среди людей и тем более в такой структурированной среде, как учебный класс. Хотя стратегией многих специалистов является включение всех детей в интегрированную среду, М.Г.Виннер призывает придерживаться «вдумчивой инклюзии».

Она считает, что большинство исследований по включению детей с особыми потребностями в классы общего обучения не совсем реально смотрят на вещи, не всегда осознавая, с какого масштаба трудностями такие дети сталкиваются во время обработки социальной информации, и также не всегда трезво оценивая степень их самостоятельного обучения, учитывая постоянные подсказки и поддержку специалистов смежных специальностей и сопровождающего персонала. Поэтому в данной статье речь пойдет о том, чему в действительности необходимо обучить аутичных детей перед включением их в инклюзивную общеобразовательную среду, чтобы добиться их более независимого функционирования как учащихся общеобразовательного класса.

Принято считать, инклюзия имеет больше шансов на успех в случае начальной школы: не только в связи с социальными сложностями возрастной группы в средней и старшей школе, но также в виду социального абстракционизма, присутствующего в старшей школьной программе.

В своей практике М.Г.Виннер часто сталкивается с тем, что «включенные» дети на самом деле имеют свою отдельную программу обучения и проводят минимум времени с другими детьми, так как в основном находятся в окружении сопровождающего персонала, проходя индивидуальное обучение в задней части класса. В этом может не быть ничего плохого, однако подобная схема обучения не имеет ничего общего с реальной инклюзией.

Если говорить откровенно, далеко не всех аутичных детей можно подготовить ко включению в систему общего образования. Даже самые квалифицированные преподаватели не всегда в состоянии эффективно обучить высокофункциональных аутистов или детей с синдромом Аспергера в классе, состоящем из 30 человек. С другой стороны, огромную ценность имеют случаи, когда нормотипичные учащиеся становятся кем-то вроде «наставников» для ребенка с проблемами обучения, помогая им в общественном взаимодействии и изучении «скрытых правил» социальной жизни. Также существует модель опосредованного вмешательства сверстников, когда таких «наставников» специальным образом подготавливают и обучают взаимодействию с аутичными детьми.

М.Г.Виннер не согласна с тем, что аутичным учащимся приносит пользу уже просто присутствие среди нейротипичных сверстников. Если бы это действительно было так, мы бы не нуждались в программах специального образования. И в случае инклюзии речь идет не только об обучении таких детей социальным навыкам, но также соответствующим концепциям социального мышления, чтобы помочь им разобраться в том, каким образом они должны применять приобретенные социальные навыки. Ниже приводится список некоторых из множества аспектов, которые необходимо учесть при подготовки ребенка ко включению в общеобразовательный класс.

1. Совместное внимание: способность понимать, что необходимо следовать тому, на что обращено внимание других, чтобы понять, о чем они думают. Групповое образование предполагает понимание, что даже в группе детского сада из 20 человек дети способны следовать намерениям и мыслям одного учителя. Естественно, если бы все аутичные дети были бы на это способны, не было бы необходимости в сопровождающем персонале, поэтому в данном случае вопрос стоит в том, насколько многому ребенок учиться будучи членом группы.

2. Функциональная коммуникционная система для выражения потребностей и желаний: включение невербального или обладающего минимальными речевыми навыками ребенка в общеобразовательный класс скорее всего не принесет ему большой пользы. Дети в группе должны иметь способ общаться друг с другом.

3. Понимание того, что во время говорения необходимо отслеживать реакцию других («а слушают ли меня?»): групповое образование зависит от способности детей осознавать реакцию на их речь не только учителя, но и других детей в классе.

4. Навык обращения за помощью: вместо зависимости от всесторонней помощи сопровождающего персонала ребенок должен научиться справляться с некоторыми проблемами самостоятельно, или по крайней мере уметь попросить о помощи.

5. Оценка функциональной концентрации внимания ребенка: некоторые «включенные» аутичные дети могут просидеть на уроке математики 30 минут, а на уроке языка искусства, к примеру, не могут присутствовать вовсе. Важно понимать, что существуют предметы, требующие различного уровня социального мышления от ребенка, потому не требуйте от него равного посещения всех занятий общей программы образования.

6. В случае более высокофункциональных аутистов, желательно обучение навыкам, связанным с пониманием того:

- что такое неуместные «выкрики с места» и как избежать их, отслеживая намерения учителя и то, на что он обращает внимание учеников;

- что означает «поднять руку» в классе? Должен ли ребенок ожидать, что ему дадут слово каждый раз, когда он поднимает руку? Замечает ли учитель участие ребенка, поднявшего руку, даже если он не дает ему слова (да!)?

- как работать со сверстниками в группе? Можно ли сказать им, что их идея «глупая»? Правильно ли молчать и все время сидеть тихо, пока другие что-то обсуждают?

Инклюзия – это сложная и вечная тема, в которой не бывает простых ответов на вопросы. Всех детей невозможно вписать в общие рамки, ведь каждый из них обладает индивидуальными характеристиками, находится в различных фазах развития, имеет или не имеет отягощающие инклюзию особенности, как, например, высокий уровень тревожности. Суть заключается в том, чтобы инклюзия помогла ребенку познать социальную информацию о том, как взаимодействовать с другими, а также изучить образовательную программу, которая поможет в развитии функциональных навыков для перехода во взрослый мир.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.