27 января 2012 г.

Личный опыт в инклюзии. 2002 год



Моим первым опытом работы в инклюзивной программе была работа с Ионатаном*. Ионатану было 5,5 лет, когда впервые он оказался в детском нормативном саду. До этого Ионатан обучался в коррекционном саду и на дому, в домашней интенсивной программе АВА.


Ионатану поставили диагноз "Аутизм", когда ему было около трех лет, одновременно с его младшей сестрой, Карен, которой на то момент еще не исполнилось и двух лет. Их старшая сестра - Даниэла, была обычным, нормативно развивающимся ребенком, и то, что для двоих младших детей был в одночасье поставлен диагноз "Аутизм" стало трагедией для всей семьи. Отец Ионатана, Карен и Даниэлы, известнейший в Израиле психиатр, никак не ожидал оказаться "сапожником без сапог". Но, недолго думая, и "включив" знакомых, связи и контакты, довольно быстро организовал занятия по АВА терапии для обоих аутичных детей. С каждым из них работала команда терапистов (и я в том числе), супервизировали нашу работу норвежские специалисты - Ян Оле или Альфред Стейнвик. На более позднем этапе подключились и американские специалисты из центра "Autism Partnership".

Решение об интеграции Ионатана в обычном саду было непростым решением. Ионатан - аутичный ребенок с низкой функциональностью, который не смог бы самостоятельно интегрироваться в детском саду. Он не интересовался другими детьми, не интересовался играми, и с трудом произносил несколько просьб в течение дня. И все же, несмотря на очень тяжелую степень нарушения, а также несмотря на предупреждения специалистов коррекционного сада, в котором обучался Ионатан, было решено перевести его в обычный сад и работать по инклюзивной программе.

Для выполнения инклюзивной программы Ионатана  требовалась команда тьюторов, задачей которых было сопровождение Ионатана в течение его пребывания в детском саду, создание игровых ситуаций и возможностей для совместной интеракции с детьми, помощь в выполнении действий, требуемых от всех детей сада, и работа над обобщением уже обученных навыков. Я, как один из тьюторов, сопровождала его в детском саду 3 раза в неделю (с 8.00 до 13.30).

Сказать, что инклюзия была сложной для Ионатана - это значит ничего не сказать. Ионатану было сложно выдерживать по 5,5 часов в шумной и разнообразной среде. До этого Ионатан обучался в коррекционном саду, с 6 детками, у которых такое же расстройство - "аутизм", и в котором постоянно присутствовали как минимум 4-5 взрослых. И вдруг оказаться в среде еще 30 говорливых сверстников, которые постоянно бегают, играются, кричат, переходят с места на место (выполняя инструкции воспитателя) - это было действительно стрессовой ситуацией для Ионатана. Если в первые два часа Ионатан еще спокойно себя вел, после завтрака он начинал показывать, что хочет идти домой, начинал плакать и истерить, зарапаться и прятаться в угол.
Единственное, что помогало Ионатану вначале - это присутствие знакомого человека, тьютора, который поддерживал его, помогал, поощрял и успокаивал.

Инклюзивная программа Ионатана состояла из нескольких этапов:

1. На начальном этапе основной целью было помочь Ионатану освоиться в новой среде. Привыкнуть к обстановке, научиться различать воспитателя и других детей, научиться находить свой ящик (для личных предметов) и свой стульчик во время группового занятия, научиться есть за одним столом с другими детьми, и выдерживать 5,5 часов без истерик и криков.
Для этой цели рядом с Ионатаном постоянно, не отлучаясь ни на секунду, находился тьютор, который давал ему инструкции, успокаивал, объяснял другим детям и воспитательнице (у которой не было опыта инклюзии таких детей) - почему Ионатан себя так ведет, и как с ним общаться, а также постоянно поощрял Ионатана похвалой, жетонами и съедобными призами.

2. После того, как Ионатан немного освоился в детском саду, и стал спокойнее себя вести, основной целью стало обучение Ионатана принимать участие во всех занятиях в соответствии с распорядком дня в саду. В начале дня Ионатан, как и все дети, должен был играть в различные игры - настольные или сюжетные. После этого Ионатан должен был, по инструкции воспитательницы, собрать игрушки и привести в порядок игровую комнату - вместе с другими детьми и перейти на групповое утреннее занятие ("Circle Time"), после занятия - пойти завтракать вместе со всеми, после этого - вместе со всеми выйти во двор и играть во дворе в подвижные игры или в песочнице. И в конце дня - вернуться в сад, помыть руки и поучаствовать в заключительном групповом занятии. В те дни, когда в саду проходили дополнительные занятия - музыкальное или гимнастика, он должен был участвовать также.
Те занятия, которые оказывались слишком сложными для Ионатана по содержанию и требованиям, он мог пропустить, и вместо этого заниматься с тьютором в отдельной комнате, один на один.

3. На следующем этапе были выделены две цели - научить Ионатана взаимодействовать с детьми, а также быть более самостоятельным при переходах от действия к действию, и ориентироваться на инструкции воспитателя, а не тьютора.
Для этой цели создавались ситуации, в которых в отдельную комнату для занятий приглашался сверстник или два, и тьютор создавал игровые ситуации на том уровне, на котором Ионатан мог принимать в них участие. Со временем, когда Ионатан в структуральной обстановке мог взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, занятия переносились в большее пространство в саду или на детскую площадку.

Для развития самостоятельности тьютор постепенно уменьшал подсказки и постепенно отдалялся - в тех ситуациях, когда Ионатан взаимодействовал один на один с воспитателем, или выполнял задания на групповом занятии, а также Ионатан учился ориентироваться на визуальное расписание распорядка дня.

Вершиной инклюзивной программы стал заключительный утренник, когда Ионатан танцевал вместе со сверстниками абсолютно без посторонней помощи, и выполнял всю хореографию, повторяя за сверстниками все движения танца.



За год обучения в инклюзивной программе Ионатан научился взаимодействовать с другими детьми выполняя простые действия и задания, у него значительно улучшились навыки имитации, и он стал более самостоятельным.

На следующий год Ионатан не продолжил обучаться в инклюзии, и пошел в первый класс в коррекционную группу при обычной школе. Но это - уже другая история.

* Имена детей в этой статье вымышленные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.