Реализация процедуры инклюзии
Некоторые шаги являются необходимыми для обеспечения конструктивного
процесса инклюзии. Эти важнейшие процедуры планируются предварительно,
еще до начала учебного года, и используются на протяжении всего года.
Одно из главных преимуществ этой модели заключается в ее гибкой структуре, в
рамках которой несколько шагов могут сменяться другими или же просто находиться
во взаимосвязи. Следующая глава описывает этапы, которые необходимы для
проведения эффективной инклюзии. Каждый шаг связан с соответствующей частьюмодели (в скобках).
Предварительная подготовка
- Выбор консультанта по инклюзии, который будет отвечать за программу и участвующий персонал – в координации с родителями. Консультанты должны быть сертифицированными, хорошо подготовленными и опытными. Как правило, консультанты назначаются системой образования, но крайне большое значение имеет обеспечение их хорошего взаимодействия с семьей. Его можно оценить после нескольких встреч с семьей и учащимся (контекстуальные факторы).
- Сбор и анализ всех важных переменных, характеризующих «включающегося» учащегося и его/ее семью. Этим занимаются консультанты и семьи (прогностические факторы).
- Выбор школы – осуществляется консультантом и семьей. Предпочтительно, чтобы школа находилась недалеко от дома учащегося, чтобы была возможность для поощрения его внешкольных социальных интеракций. Директор школы должен принимать активное участие в процессе инклюзии и признавать право учащегося на равные возможности в образовании. Важно, чтобы директор проявлял сильное стремление к изучению характеристик учащегося и делился этой информацией со школьными коллегами для построения прочного фундамента для блага всех заинтересованных лиц: домашнего учителя, других профессиональных учителей, сверстников с нормативным развитием в классе и «включающегося» учащегося (контекстуальные факторы).
- Выбор учителя для надомного образования и других профессиональных педагогов – осуществляется директором школы. Учитель надомного образования должен сотрудничать с командой по инклюзии, особенно с координатором инклюзии, а также встречаться с ними на регулярной и заранее запланированной основе. Важно выбирать педагогов, которые увлечены решением этой задачи, умеют работать в команде, и демонстрируют сильные способности в управлении классом (контекстуальные факторы).
- Выбор комнаты и размера класса – осуществляется консультантом и директором. Рекомендуется остановить выбор на такой комнате, которая имеет дополнительный прилегающий к ней блок. Этот блок будет использоваться для индивидуального обучения или в случаях возникновения нежелательного поведения, когда есть необходимость в удалении учащегося из класса. Она также может быть использована на переменах для групповой или межличностной игры со сверстниками. Кроме того, администраторы могут принять решение по уменьшению количества учащихся в классе, чтобы поддержать дополнительные физические и академические коррективы, необходимые для инклюзивной программы (контекстуальные факторы).
- Место для ученика в классе. Домашний учитель и персонал, реализующий инклюзию, должны определить место, из которого учащийся сможет четко видеть доску/академические стимулы и общаться с учителем. Кроме того, место должно быть выбрано таким образом, чтобы ребенка можно было быстро вывести из класса. Рекомендуется, чтобы координатор инклюзии сидел позади учащегося или рядом с ним так, чтобы не мешать ему, и в то же время имел возможность эффективно ему помочь. Кроме того, крайне важно определить одного сверстника с нормативным развитием, который будет сидеть рядом с «включающимся» учащимся и служить ему моделью для подражания и одновременно вступать с ним в социальное взаимодействие. Если учащиеся в классе рассаживаются в группы, рекомендуется подобрать такую группу, в которой сверстники будут толерантными и спокойными (контекстуальные факторы).
- Выбор координаторов инклюзии. Координатор инклюзии будет отвечать за реализацию программы и за всех задействованных в ней специалистов. Важно выбрать двух координаторов (это обеспечит замену координатора в случае его отсутствия, а также облегчит распределение задач). Во-вторых, координаторы инклюзии формируют группу поддержки для ситуаций, когда в процессе инклюзии возникают трудности. Невероятно важно, чтобы координаторы обладали похожим опытом, предпочтительно в таких сферах, как инклюзия, педагогика, РАС и специальное образование. Координатор должен пройти хорошую подготовку. Он выбирается консультантом совместно и при утверждении управляющего/директора школы (контекстуальные факторы).
- Построение доверия между учащимся и координатором инклюзии. Для обеспечения эффективного сотрудничества координатор инклюзии должен быть представлен семье до начала программы. Первичный контакт должен быть запланирован, как минимум, за два месяца до начала школьного года. Оба координатора инклюзии должны изучить когнитивные, поведенческие, социальные и сенсорные/эмоциональные возможности учащегося. Им необходимо построить доверительные и надежные отношения с учащимся, основанные на дисциплине, а также максимально предотвратить возникновение любых случаев манипулирования, которые обычно характерны для ранней стадии знакомства, когда имеет место ограниченность окружающей среды. Кроме того, координаторы инклюзии должны собирать соответствующие данные в отношении поведения учащегося и фокусироваться на значимых событиях и желаемых видах деятельности и последствиях. Существенным значением обладает заранее запланированный ознакомительный тур по школе, целью которого является знакомство со средой обучения (факторы процесса).
- Построение первичного контакта между учащимся и его/ее домашним учителем. Это событие должно произойти дома у учащегося (в знакомом контексте) в целях первоначального наблюдения и знакомства (факторы процесса).
- Подготовка школьных материалов домашним учителем и консультантом/координатором инклюзии. Разработка рабочего плана с учетом особенностей, как школьного персонала, так и команды по инклюзии. Это должно предполагать распределение задач между различными участниками с одновременным акцентом на сотрудничестве и координации действий, а также инструктаж профессиональных педагогов на тему совершенствования обучающих материалов. Необходимо производить организацию, перезапись и пересмотр материалов, чтобы они соответствовали уровню каждого конкретного учащегося (факторы содержания).
- Точная координация между действиями членов команды по инклюзии – как в различных видах деятельности, так и в отчетности (факторы процесса).
- Подготовка школьного персонала – предварительные семинары или лекции, адаптированные под преподавательский состав конкретной школы, и проводимые координаторами инклюзии или другими специалистами. Должны быть представлены различные аспекты, связанные с РАС, наряду с пониманием характеристик, которые создают принимающую и благоприятную атмосферу. В ходе дальнейших встреч будет обсуждаться распределение задач, а также подниматься вопрос об ожиданиях, связанных с процессом инклюзии (факторы процесса).
- Предварительный инструктаж одноклассников, проводимый учителем или координатором инклюзии. Проведение беседы с классом, включающей такие вопросы, как равноправие, единство, сочувствие по отношению к отличающимся людям и т.п., в соответствующей уровню класса форме (факторы процесса).
- Информирование родителей других детей в классе. Необходимо принять решение о том, стоит ли информировать всех родителей об инклюзии. В случае если такое решение принимается, координатор инклюзии, вместе с директором или самостоятельно, в ходе родительского собрания должен полностью описать этот процесс и проинформировать родителей об основных его этапах в настоящем и в будущем (факторы процесса).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.