24 марта 2014 г.

Правила в классе – залог качественного управления учебным процессом.



Цветной круг
Число действующих в классе правил должно быть сведено к минимуму и включать, по меньшей мере, одно общее правило «гибкости», например, «Проявляй уважение к себе и к другим». Существует разнообразная литература, посвященная организации учебного процесса в школьных классах. В таких книгах зачастую прописывается длинный перечень правил, которые должны соблюдаться учениками. Однако, учащимся, в особенности находящимся в младших классах, довольно сложно запомнить большое число правил, кроме того, это создает обстановку, больше подходящую для зала судебного заседания, чем для школьного класса.


Классные правила должны составляться учителями, поскольку им необходимо быть уверенными в том, что эти правила соответствуют их основным ожиданиям. Впоследствии можно выбрать время для того, чтобы обсудить соответствующие процедуры и последствия вместе с учениками, к примеру, во время классных собраний.


Правила должны:


• Быть ограничены в количестве до 3-6 правил;
• Быть сформулированы в позитивной манере;
• Охватывать множество различных ситуаций;
• Соответствовать возрасту учащихся.


Как только правила будут установлены, учителю нужно убедиться в том, что он сумеет найти время для обучения детей этим правилам, кроме того, можно коллективно обсудить с учащимися то, как они будут применять их. Затем можно приступать к систематической реализации их на практике. Ничто так не подрывает дисциплину в классе, как учитель, которому не удается воплотить в жизнь классные правила справедливым и последовательным образом, вне зависимости от того, кто эти правила нарушает.


Процедуры


Поскольку правила должны быть общими и универсальными, они требуют от учителя знания некоторых специфических процедур для различных условий окружающей среды. Ему следует составить список своих ежедневных ожиданий от учащегося, чтобы разобраться в том, какие процедуры ему могут понадобиться. В начале учебного года нужно проводить достаточно много времени, обучая детей тому, как применять разработанные правила на практике.


Пример


Правило: В течение уроков ученики должны оставаться на своих местах, поднимать руки и ждать, когда им позволят говорить.
Процедура: При помощи цветной круговой диаграммы устанавливается три вида поведения для различных видов деятельности в классе. Или же учитель оговаривает, что начало и конец обучающего блока будет обозначаться, к примеру, хлопком в ладоши.


В рамках подхода цветной круговой диаграммы используется круг с тремя секторами различных цветов. Рекомендуется использование красного, желтого и зеленого цвета, поскольку значения этих цветов всем хорошо известны или могут быть обучены при помощи простой игры в «Светофор». Каждый из цветов представляет различный тип академической деятельности с различным набором поведенческих ожиданий и правил.


Обучение


Первый вид деятельности – это непосредственно обучение. Когда происходит обучение, ожидается, что внимание учащихся будет сосредоточено на учителе. Учащиеся не разговаривают между собой, поднимают руку, прежде чем что-либо сказать, и остаются на своих местах. Суть «правильного» поведения во время уроков, как правило, отлично понимают все, но учителя часто совершают ошибку, принимая это поведение за норму, и не усиливая его во время самостоятельной или групповой работы, поскольку проблемы поведения в таком случае могут перейти и на время процесса непосредственного обучения.


Переходы


Второй вид деятельности – это переход. Это то время, когда учащихся просят подготовиться к следующему уроку, групповой или индивидуальной работе, или к любому переходу от активного учебного процесса к самостоятельной работе, и наоборот.


Самостоятельная или групповая работа


Третий вид учебной деятельности – это самостоятельная и групповая работа. Эту категорию можно разбить на две группы, если у учителя есть два отдельных набора ожиданий от учащихся. Считается, что проговаривание ограничений двигательной и иной активности в периоды самостоятельной работы является очень эффективным. Если дети знают, что учитель перейдет от одного цвета к другому на круговой диаграмме, когда они начнут слишком сильно шуметь, они с большей вероятностью понизят голос при получении соответствующего сигнала. Детям нравится, когда им дают возможность тихо говорить со своим соседом или партнером в течение самостоятельной работы.

Некоторые рекомендации в отношении цветов:

- Красный цвет: период активного обучения.

• Понимайте руку, чтобы высказаться
• Поднимайте руку, чтобы встать с места или покинуть класс
• Смотрите на говорящего, на доску или на письменное задание

- Желтый цвет: переход.

• Оставайтесь на своих местах
• Уберите на столе
• Смотрите на говорящего

- Зеленый цвет: групповая активность или самостоятельная работа

• Используйте внутренний голос
• Руки и ноги собраны
• Следуйте инструкциям
• Давайте учителю понять, когда самостоятельная работа выполнена

Процесс управления классом с использованием цветной круговой диаграммы будет успешным, если применение данной стратегии включает четкие подсказки, в том числе подсказки жестом, визуальные и вербальные подсказки. Учитель может размещать красный, желтый или зеленый круг на доске. Он также может сделать нечто вроде светофора и перемещать трафарет к различным его цветам в зависимости от ситуации, или же использовать цветовой круг (как на картинке вверху), таким же образом передвигая трафарет к нужному сектору. Главное, чтобы выбранный цвет соответствовал текущим процедурам.


Четкие процедуры


Не ожидайте от детей понимания того, как нужно разговаривать, находясь в помещении. Будьте наглядными. Продемонстрируйте или проиллюстрируйте им, как нужно говорить в помещении.


Практические процедуры


В начале учебного года или в момент, когда Вы представляете детям цветной круг, потратьте достаточно времени (возможно, полчаса с утра и полчаса или 15 минут после обеда), чтобы попрактиковаться в первый день, и постепенно увеличивайте продолжительность этой практики ежедневно. Подходите к доске и меняйте цвет. Хвалите детей явным и специфическим/индивидуальным образом («Спасибо, Чарли, что отложил свой учебник, когда я сменил(а) цвет на желтый. Ты вспомнил о том, что нужно убрать со своего стола и ждать дальнейших инструкций, когда цвет становится желтым»).


Практические процедуры являются примером отрицательного усиления. Если учащиеся будут помнить этому процедуру, они сумеют избежать большего количества практики.


Последствия


Необходимо начинать с четко установленных последствий  за несоблюдение правил цветного круга. Можно объяснить классу, что если переход от цвета к цвету займет слишком много времени, все учащиеся отправятся на перемену позже обычного или будут лишены времени для беседы в конце урока для того, чтобы попрактиковаться в этой процедуре (актуально для средних и старших классов). Следование процедуре может быть частью плана положительного усиления или жетонной системы поощрения в классе: ученики, которые первыми окажутся готовыми к занятиям, получают два очка, или же группа, которая будет готова первой, отправится на обед быстрее остальных.



Источник: http://specialed.about.com/od/managementstrategies/a/Classroom-Rules-The-Foundation-Of-Good-Classroom-Management.htm
http://specialed.about.com/od/managementstrategies/ss/A-Color-Wheel-Behavior-Management-System.htm
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.