Нормативно развивающиеся сверстники являются для аутичного ребенка не только потенциальными партнерами для игр, но и учителями, которые могут обучить его многим навыкам. Задачей тьютора и учителя/воспитателя является распознать кто из сверстников сможет стать посредником обучения, и включить этих сверстников в процесс инклюзии.
Не все дети одинаково относятся к особому ребенку. Некоторые из детей более терпимы, и могут не обращать внимания на странности в поведении ребенка.
Некоторые дети, не понимая действий аутичного ребенка, могут отстраняться от него, отталкивать от себя и не включать в игры. Бывают также дети, которые относятся с пониманием, или вообще не замечают странностей, и пытаются общаться с аутичным ребенком также, как и с другими товарищами.
Еще до начала процесса инклюзии тьютор и воспитатель должны провести подготовительную работу с детьми. Если у ребенка, который должен начать процесс инклюзии, аутичные черты не слишком заметны, то в таком случае не стоит предупреждать других детей, что в садик придет "особый" ребенок. Желательно объяснить детям, почему ребенка сопровождает взрослый (Например, "Марья Ивановна будет помогать и Андрюше, и другим детям в группе), но не давать пространных объяснений, почему именно Андрюше нужна помощь Марьи Ивановны.
Если аутичные черты ребенка сильно выражены, то желательно предупредить других детей, что в класс придет "особый" мальчик. Но не описывать его как "Это аутист. Он будет вас бить и кусать. Он не будет разговаривать и будет бегать по классу". "Мальчика" можно описать "Это Андрюша. Он не очень хорошо разговаривает, и не всегда слышит о чем ему говорят. Мальчику Андрюше понадобиться помощь. Марья Ивановна будет ему помогать, и мы надеемся, что все детишки в группе / все ученики в классе тоже будут помогать Андрюше и дружить с ним". Такого рода предоставление информации для обычных детей поможет им, во-первых, быть готовыми, что Андрюша не такой как все, но с другой стороны не боятся этого, и настроиться на то, что ему будет нужна помощь. В случаях, когда аутичный ребенок со сложными расстройствами появляется в классе без предупреждения, или с конкретной стигмой, вероятность найти сверстника, который станет для аутичного ребенка другом и помощником очень мала.
Этот вид обучения может на начальном этапе производиться в паре, когда тьютор дает обоим детям одно задание на двоих, и учит каждого из них обращаться к партнеру, и выполнять инструкции партнера, по очереди. Тьютор должен использовать поощрения как и для аутичного ребенка, так и для его сверстника - часто хвалить, предоставлять жетоны, наклейки, и другие поощрения. Также тьютор должен постепенно уменьшать подсказки, и отдаляться, чтобы у детей была возможность взаимодействовать друг с другом без вмешательства тьютора.
После того, как аутичный ребенок научится взаимодействовать с одним из свестников, тьютор может провести схожую работу в маленькой группе, с 3-4 сверстниками. Работа в маленькой группе позволяет каждому из детей лучше познакомиться друг с другом, и создать своего рода "круг", в котором будут действовать правила взаимодействия и взаимной поддержки. В дальнейшем взаимодействие в "кругу" или в маленькой группе позволит осуществить перенос и продолжать играть вместе и в большой группе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.