3 июля 2012 г.

Личный опыт в инклюзии. 2009 год.


Инклюзия
Родители Арика, 3-х летнего мальчика обратились ко мне сразу же, как только получили известие - у Арика аутизм. Родители Арика начали подозревать о том, что ребенок отстает в развитии с раннего возраста, т.к. у Арика еще двое старших братьев, и им было с чем сравнивать. У Арика аутичные черты не были ярко выражены. Наиболее заметными были задержка речевого развития, отсутствие желания общаться со сверстниками и большое количество зацикленностей (ограниченное количество продуктов питания, ритуалы в играх и отказы от разнообразия в любой области - одежде, игре, общении, и т.д.).

Арику поставили диагноз в конце учебного года, и перед родителями встала дилемма - направить ли Арика на обучение в коррекционную группу с начала следующего года, либо предпринять немедленные шаги и использовать 2 оставшихся месяца для интенсивного обучения в обычном саду, с тьютором, для того, чтобы Арик и в следующем году продолжал обучаться в обычном саду. Основным запросом родителей было построение интенсивной программы обучения и тренинг тьютора, который будет сопровождать Арика.


Первыми шагами для данных действий были поиск тьютора и наблюдение за поведением Арика в детском саду. Тьютор нашлась не скоро, учитывая конец учебного года. Это была женщина около 45 лет, без высшего образования, которой нужна была подработка. Но эта женщина, Орталь, сразу же нашла общий язык с Ариком, и была готова учиться и выполнять нужные действия, чтобы ему помочь.

Первичное наблюдение за поведением Арика в детском саду показало:
1. Арик вполне самостоятелен в детском саду, и умеет переходить от одной деятельности к другой.
2. Арик ест в саду только принесенные из дома продукты, и не притрагивается к той еде, которою едят другие дети.
3. Во время групповых занятий Арик спокойно сидит на стульчике, но абсолютно пассивен - не имитирует действия других детей и воспитателя, не отвечает на вопросы и не проявляет инициативу.
4. Арик включается в художественную деятельность, но выполненные им работы некачественные и незаконченные.
5. Во время прогулки Арик занимается функциональной деятельностью (играет в песочнице, катает мячик), но выполняет только постоянные ритуальные действия и не включается в игры с другими детьми.
6. Во время свободной игры в детском саду, Арик также отстраняется от других детей, и предпочитает играть сам, по знакомому и ригидному сценарию.

Начальными целями в инклюзивной программе Арика были:

Взаимодействие в игре
  • Научить Арика сотрудничать со сверстниками. Для достижения этой цели Орталь должна была создавать игровые ситуации с Ариком и одним из его сверстников. Для того, что Арик был сосредоточен на взаимодействии, потребовалось сократить для него и его товарища время прогулки, и в то время, когда все дети на прогулке - 15-20 минут заниматься в пустой группе, в тишине. Для начала для совместных игр были выбраны простые игровые задания, в которых Арик успешен (лото, паззлы, конструкторы), но не те, в которых у Арика есть зацикленности.



  • Научить Арика имитировать действия сверстников. Для этого Орталь должна была пригласить Арика и еще 2-3 ребят на занятие в маленькой группе и повторить с ними те песенки, пальчиковые игры и стишки, которые делает воспитательница на групповом занятии.

  • Во время игр во дворе Орталь должна структурировать времяпровождение, и создать, своего рода, порядок действий, которые Арик будет выполнять на постоянной основе. Например, сначала скатиться с горки, потом покачаться на качели, и только потом - можно играть в песочнице. Также Орталь должна активно предпринимать различные подвижные игры, и включать в эти игры Арика. Каждый раз, когда Арик включается в игру - Орталь должна его хвалить, и выдавать наклейку, как поощрение (Арику нравятся наклейки с Губкой-Бобом).
  • Над расширением меню и улучшением навыков рисования, раскрашивания и аппликации, а также над увеличением репертуара игр - работать на начальном этапе в домашних условиях. После того, как Арик научится дома есть те продукты, которые чаще всего дают в детском саду, а также будет дома более аккуратно раскрашивать и наклеивать - обобщить данные навыки в рамках сада. Кроме этого, для интенсивной работы над навыками мелкой моторики рекомендуются занятия с трудотерапевтом (occupational therapist), частным образом, 1-2 раза в неделю.




По прошествии двух месяцев, в конце учебного года, результаты были следующими:


1. Арик научился имитировать движения сверстников, и обобщил данный навык на групповых занятиях. На последнем утреннике Арик выполнял все движения и танцы абсолютно самостоятельно, без помощи со стороны взрослых.

2. Во время групповых занятий Арик стал более активным и научился не только выполнять различные задания, но и устно отвечать на вопросы по теме.

3. Во время художественной деятельности Арик стал более самостоятельным, но по-прежнему затрудняется в заданиях по аппликации, из за отвращения к клею. Требуется продолжение работы над преодолением отвращения к клею (систематическая десенсибилизация).

4. Во дворе Арик смог играть продолжительное время с товарищем. Для начала взаимодействия потребовалось вмешательство Орталь, но как только Арик и сверстник включились в игру, Орталь отошла, и дети продолжили играть вместе.

5. Во время "свободной" (не структурированной) игровой деятельности, Арик взаимодействовал со сверстниками, и смог включиться в игру с воображением (из конструктора дети строили пистолеты, и потом "стреляли") без помощи Орталь.


На основе этих результатов, которые достиг Арик в течение 2-х месяцев, родители получили следующие рекомендации:

1. Продолжать обучение Арика в обычном детском саду в сопровождение тьютора.
2. Продолжать занятия с трудотерапевтом, для развития моторики и координации сенсорного восприятия.
3. Создавать ситуации, в которых Арик будет встречаться и общаться со сверстниками, вне рамок сада (приглашать друзей домой, приходить в гости, вместе проводить время в парке, и т.д.)


На сегодняшний день Арик обучается в обычной системе образования, без тьютора, так ни разу не посетив коррекционный сад. Своевременное поведенческое вмешательство помогло Арику преодолеть все трудности и проблемы развития, и с помощью обучения нужным навыкам - включиться в обычную среду на постоянной основе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.