16 апреля 2012 г.

О философии, теории и практике инклюзии

В свете последних событий, связанных с днем распространения информации об аутизме, а также с дискуссиями, на тему философского понимания различий между терминами "Интеграция" и "Инклюзия", у меня возникло несколько идей по поводу общего понимания происходящих процессов. Исходя из личного опыта жизни и работы в Израиле я никогда не придавала особого значения различию понятий "Интеграция" и "Инклюзия". По двум причинам:


  • 1. Я - практик. Я умею работать с аутичными детьми, я умею их обучать, я умею высиживать рядом с ребенком за партой по 5-6 часов, поощрять жетонами за хорошее поведение и помогать осваивать учебный материал. Я умею водить хороводы и учить аутичного ребенка держать за руку своего сверстника в детском саду. Я умею играть на гитаре в туалете, в то время как приучаю ребенка писять в унитаз, и игра на гитаре - это поощрение. Но я не умею и не люблю философствовать - времени на это нет.
  • 2. В Израиле жить просто. Не нужно задумываться что есть "Инклюзия", а что есть "Интеграция". Используется один термин - "Шилув" (שילוב), и всем легко и приятно.

Отсюда, то что происходит на данный момент в России и в Украине в области включения детей с аутизмом в общую систему образования я воспринимаю, как своего рода "нездоровый фанатизм".

Интеграция воспринимается как попытка изменить самого аутичного ребенка, и подкорректировать его хорошенечко - довести до существующего стандарта. Если ребенок не соответствует стандартам, то он не может интегрироваться в системе образования. Отсюда, ребенок неусидчивый - вон из класса, пишет прописью не в ту сторону - бац по руке.

Инклюзия - это и вовсе утопия (на данный момент). Подразумевается, что ОБЩЕСТВО изменится до такой степени, что изменит всю обучающую среду, снимет все преграды и, воспринимая ребенка таким, какой он есть, позволит ребенку достичь своего личностного потенциала. Отсюда, дескать, ребенка менять ни-ни, вот такой, какой он есть - орущий, писaющий в штаны и собирающий пирамидки - мы его за парту в первый класс и пусть достигает личностный потенциал. Или - пандус при входе в школу прилепим. "Вот какая мы школа! Мы изменили окружающую среду! У нас пандус есть! А ребенок, после того, как в школу заедет, пусть по ступенькам на второй этаж коляску сам тянет".

 Ерунда это все!

Хотела бы я посмотреть на милых философов, которые, в качестве тьютора, сидели бы рядышком с восьмилетним аутичным ребенком в классе, и в то время, как другие детки учат буквы и цифры, учили бы его складывать детское лото и различать цвета, переодически утирались бы от плевков, которые наш инклюзивный ученик так целенаправленно бы направлял в сторону многоуважаемого тьютора. А также, видя испуганные глаза учителей, которым привели в класс необученного ребенка, который бегает и трясет руками в классе - хотела бы я посмотреть, как учитель во время занятий сможет нежно и с уважением относиться к такому ученику, если у него план, и в классе сидят еще "двоечники", которые тоже с трудом тянут программу. И такой учитель никогда не поверит, что этот ребенок "обучаемый", даже если ему об этом скажет маститый и многоуважаемый специалист.

Золотая середина, без перекосов в ту или иную сторону, и является возможным решением проблемы.
Ну, и конечно - поведенческий подход :-)

Посылать неподготовленного аутичного ребенка в общеобразовательную школу - это издевательство над природой человека. Ребенок, который не умеет общаться, у которого отсустствуют навыки самостоятельности и гигиены, который не умеет сидеть некоторое время за столом спокойно, всегда будет изгоем в классе. Обычные дети, какими добрыми и воспитанными не были бы - не будут играть с ребенком, который какается в штаны. Педагог не сможет вести занятие и обучать других детей, если в классе один из детей подходить к сверстникам, и лупить их учебником по голове. И даже если педагог сделает такую попытку - придут родители укушенных или пристукнутых детей и закатят такой скандал, от которого педагог позеленеет. И это не философия - это жизнь. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы ребенок, который направляется на обучение в инклюзии уже имел начальные навыки общения, речи, самостоятельности и личной гигиены, умел учиться, хотя бы в групповом формате, и сотрудничать с тьютером. Без начальных навыков обучения никакому ребенку инклюзия не поможет.

С другой стороны - образовательные стандарты. Вот здесь, помимо перекоса в восприятии стандартов, существуют перекосы в ментальности вообще, и в восприятии "Личностного потенциала". Ну кто сказал, что тот, кто не закончил общеобразовательную школу и не поступил в ВУЗ - не человек/дебил/идиот/и нет ему места на земле? Откуда восприятие, что знание дифференциальных уравнений приводит к получению всех благ? Почему человек, работающий продавцом/грузчиком/упаковщиком/охранником на стоянке, не может быть счастлив и жить своей жизнью? Какое вообще кому дело, кто какой ВУЗ закончил, и в какой школе учился - в простой или в элитной? Как вывод - и троечник имеет право жить на земле! И даже - двоечник!То, что ребенок смог освоить и может использовать эти знания в повседневной жизни - радуйтесь! Ну пишет криво... Это не говорит о том, что он "имбецил". Это говорит о том, что нужно поощрять за то, что написал какие-то буквы лучше чем другие. Ну не может сидеть долго - значит учим сидеть 10 минут, потом 11 минут, потом 12 минут и поощряем за то, что уже есть. Глядишь, и через месяц ребенок научился высиживать целый урок.

Нет единого стандарта, что правильно, а что нет. К любому ребенку, даже не диагностированному никакими растройствами, нужен индивидуальный подход при обучении, и поощрение сильных сторон.

В Израиле 20-50% подростков не получают аттестат зрелости по окончанию школы. По разным причинам - кто не захотел экзамены сдавать, кто провалил. Но никто из них не считается идиотом. Всегда есть возможность получить аттестат зрелости позже, когда человек созреет, и поймет, что ему действительно это нужно, что он хочет продолжать учиться. Многие, уже отслужив армию, и попутешествовав по миру, возвращаются к обучению, доучиваются, поступают в ВУЗы, или идут работать на ту работу, куда сами хотят. И как достичь свой личностный потенциал - они решают сами.

И еще одна из причин, по которой происходит "перекос" - отсутствие единой коррекционной системы для детей с аутизмом. У ребенка с аутизмом должна быть иная альтернатива нежели сидеть дома на индивидуальном обучении или идти в обычную школу, и просидеть там 10-ть классов в уголке. У родителей аутичных детей должен быть выбор - где ребенку лучше обучаться, с такими же детками как собственный ребенок (где работа будет вестись более плавно, с поддержкой специалистов), либо в инклюзии (где ребенок может научиться навыкам взаимодействия с обычными детьми и обучаться на более сложном академическом уровне). Отсутствие системной коррекционной помощи, которая существует на Западе (и в Израиле в том числе), чья эффективность доказана на практике - значительно сужает возможности помощи аутичным детям, на деле ограничивает возможности инклюзивного образования, каким бы философско-обоснованным оно не было.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.