18 марта 2012 г.

Личный опыт в инклюзии. 2003 год.


Орен* - совершенно потрясающий мальчишка, с которым я проработала более 5-ти лет. Орен начал заниматься по АВА программе, когда ему еще не было и трех. Родители Орена долго не могли смириться с диагнозом, и всегда недоумевали, как могло статься, что Орен, который так чудесно разбирается с техникой, складывает паззлы из 25 мелких частей, до трех лет так и не начал разговаривать.
Орен, начав заниматься по АВА программе, быстро стал приобретать речевые навыки, а также, благодаря гиперлексии, к 4-м годам уже умел читать и писать. Но слабым местом Орена всегда было поведение.

Поведенческих проблем у него было хоть отбавляй, и самая существенная из них была агрессия по отношению к окружающим. Орен, будучи сильным и упитанным мальчишкой, мог подойти и легонько так толкнуть своего братика, отчего тот врезался со всего размаха в стену. Мог запросто вырвать клок волос терапистке, или ударить кулаком по лицу. Поведение Орена чаще всего помогало ему получить то, что он хочет - избежать занятий или получить любимый предмет, в особенности еду. 

Несмотря на большое количество программ по коррекции поведения, которые применялись за годы АВА терапии, агрессивное поведение Орена продолжало происходить, несмотря на то, что были довольно долгие периоды его отсутствия. Основной причиной поддержания данного поведения было отсутствие координации между членами семьи и терапистами.

Наличие серьезных поведенческих проблем не позволяло Орену начать полную инклюзию в обычном детскому саду. Поэтому в возрасте 3,5 лет Орен начал посещать обычный детский сад, 2 раза в неделю по часу - для того, чтобы привыкнуть к другим детям, и приспособится к обучению в групповом формате. Но, по окончанию учебного года родителями и членами терапевтической команды было принято решение не продолжать формат частичной инклюзии в нормативном детском саду, а начать полную инклюзию в коррекционном саду для детей с задержкой речевого развития.

Данная обучающая среда позволяла:
  • 1. Обучение в относительно маленькой группе (до 15-ти детей, вместо 30)
  • 2. Общение со сверстниками, которые, несмотря на свои особенности, все же были выше по уровню речевого и когнитивного развития по в сравнении с Ореном.
  • 3. Занятия со специалистами по логопедии, трудо-терапии, и коррекционной педагогики, в рамках программы коррекционного сада.

Учитывая особенности Орена и его поведенческие проблемы, на начальном этапе инклюзии были выделены следующие цели:
1.   Формирование правильного поведения Орена
Для достижения этой цели были выбраны следующие методы:
Использование поощрений за приемлемое / спокойное поведение.  С  помощью различных поощрений, таких как жетоны, интересные игрушки и сладости, каждые несколько минут (15-20) тьютор поощрял Орена за хорошее поведение. Данные действия тьютора были изначально согласованы с воспитательницей детского сада, и не вызывали возражений.  В последствии, частота предоставления поощрений была уменьшена, и Орен научился вести себя в саду спокойно в течение целого дня.

Также, на начальном этапе привыкания к новым условиям, тьютор должен был ограждать Орена от возможных ситуаций, которые могли бы вызвать нежелательное поведение. Например, в первые 2 недели обучения в саду, от Орена не требовали обязательного или продолжительного участия в групповых занятиях или совместных играх с детьми детского сада.

2.Постепенное  увеличение  времени пребывания Орена в саду.
Орен начал посещать сад с кратких промежутков времени. Его первое посещение ограничилось 45 минутами, но в каждый последующий день Орен оставался в саду на 10-15 минут дольше, чем в предыдущий. Время пребывания Орена в саду было тщательно распланировано, для того, чтобы избежать фрустрации или пресыщения уже знакомыми ему стимулами и занятиями.

3. Постепенное увеличение времени участия в групповых занятиях. В денном саду в групповом формате проводились музыкальные занятия, а также занятия по теме (времена года, праздники, и т.д.). В виду того, что Орен чрезвычайно затруднялся высиживать все занятие, и приблизительно посреди занятия начинал бросаться предметами или пинать сидящего рядом ребенка, было решено начать с максимально короткого промежутка времени, когда Орен может высидеть спокойно, и постепенно увеличить этот промежуток времени. Орен присоединялся к группе за несколько минут до окончания занятия. Данный способ был выбран для того, чтобы подключение Орена не мешало другим детям, в отличие от ситуации, в которой Орен, после нескольких минут занятия покидает группу. Присоединение к группе в конце занятия позволило Орену научиться заканчивать занятие вместе со всеми детьми.

Параллельно, для того, чтобы облегчить для Орена понимание тем и заданий, воспитательница Орена передала терапистам список тем и материалов, которые она планировала преподавать в течение ближайшего периода, и эти темы и задания Орен изучал в течение домашних АВА занятий.

4.Взаимодействие с другими детьми. На начальном этапе Орен учился взаимодействовать со сверстником в паре или в маленькой группе. Для этого Орен и еще один или два ребенка приглашались в отдельную комнату для занятий, и тьютор играла вместе с ними в игры, которые были интересны и для Орена и для них. Например, они вместе выдували большие мыльные пузыри, или водили хоровод. На последующих этапа в данное коммуникативное занятия стали включаться более сложные задания, которые требовали выполнения определенных социальных правил (например, соблюдение очередности в игре), и социального взаимодействия (обращение с просьбой или выполнение просьбы сверстника).

5. На  протяжении  времени  пребывания  Орена в саду велась работа и над коммуникативно-речевыми реакциями. Тьютор всячески  помогал ему  выражать  свои  мысли или пожелания полными фразами, если он  в  этом  затруднялся.

6.Если  Орен спонтанно начинал взаимодействовать с другим ребенком, без помощи тьютора, то тьютор не вмешивался в данный процесс, но как только совместное взаимодействие заканчивалось - тьютор сразу же награждал Орена интересной игрушкой и хвалил.

Постепенное введение Орена в процесс инклюзии позволило на начальном этапе избежать возникновения поведенческих проблем, и таким образом, создать в кругу Орена благоприятное к нему отношение - как воспитателя, так и сверстником. Даже в "ненастные" дни, когда Орен вел себя неспокойно и дрался, окружающие знали, как и что нужно делать в данной ситуации, и продолжали относиться к Орену благожелательно.

В течение первого года инклюзии в коррекционном детском саду Орен научился принимать участие во всех групповых занятиях, взаимодействовать "один на один" с воспитательницей детского сада, а также выполнять все действия, касающиеся распорядка дня, перехода от одной деятельности к другой, и личной гигиены - самостоятельно, без помощи тьютора.

* Имена детей в этой статье вымышленные. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.