Несмотря
на то, что многие аутичные дети затрудняются в проявлении инициативы, и часто
зависимы от окружающих, техники самоконтроля и саморегуляции учебного процесса
являются эффективными и для таких детей, и в некоторых случаях значительно
ускоряют процесс обучения некоторых навыков. Применение различных техник
саморегулирования часто способствует приобретению навыков самостоятельности и
самопомощи, обобщению нужных реакций, а также достижению личных целей и
улучшения функциональности.
На
практике можно встретить ребенка, у которого есть большой потенциал для
обучения в натуральной среде, или в среде нормативно развивающихся сверстников.
Но этот ребенок настолько привык к обучению "один на один", к частым
словесным инструкциям, подсказкам и поощрениям, что данная зависимость не
позволяет ему эффективно обучаться в натуральной среде. Также встречаются дети,
которые затрудняются контролировать собственное нежелательное поведение -
например, часто прерывают собеседника, или взмахивают руками, или ковыряют в носу.
Данные поведения могут существенно ограничить возможность общения для аутичного
ребенка, и уменьшают возможность социализации.
В таких
ситуациях, когда у ребенка уже есть начальные коммуникативные и речевые навыки,
а также ребенок может понять причинно-следственную связь, обучающая программа
или программа по коррекции поведения может включать различные техники
саморегуляции, как одного из компонентов поведенческого вмешательства.
Самая
распространенная и эффективная техника, которая используется в области
саморегуляции - это собственноличное отслеживание поведения и запись данных.
Управление собственным поведением происходит, когда ребенок наблюдает
собственное поведение (например, замечает, что подошел слишком близко к
собеседнику во время разговора), отмечает его (ставит отметку в таблице, или
перекладывает монетку из одного кармана в другой), и после - подсчитывает
количество реакций (например, сколько черточек нарисовал в таблице, или сколько
монеток оказалось в левом кармане в конце разговора). Подобным образом можно
наблюдать и вести подсчет не только нежелательного поведения (например,
количество нецензурных слов, произнесенных во время беседы, или количество
съеденных без спроса конфет), но и для желаемого поведения (например,
количество правильно произнесенных слов, количество правильно решенных
примеров, продолжительность занятий на велотренажере или количество адекватных
обращений к учителю во время урока). Данная техника помогает ребенку не только
быть более внимательным к собственным реакциям и правильно взаимодействовать с
окружающими, но и приводит к существенному изменению в поведении в нужном
направлении.
Для
того, чтобы ребенок смог самостоятельно отслеживать собственное поведение,
требуются несколько компонентов:
1. Четкое
определение поведения. Ребенок должен научиться распознавать нужное
поведение, а также факторы, которые предшествуют этому поведению. Например,
ребенок не умеет обращаться к учителю за помощью, когда сталкивается с
трудностями во время выполнения задания, и вместо этого - начинает шуметь и
срывает урок. Важно объяснить ребенку правила, что он должен тихо выполнять
задание, и если у него появляется вопрос или он не может решить пример, то он
должен поднять руку. Ввиду особенностей восприятия аутичных детей, которые
затрудняются воспринимать словесные инструкции и правила, желательно
использовать вспомогательные визуальные материалы, и описать правила поведения
письменно, либо изобразить с помощью картинок - символов.
2. Простые
формы для записи. Для того, чтобы ребенок мог без особых затруднений вести
записи о собственном поведении, формы и таблицы для записи должны быть
максимально простыми, и те действия, которые ребенок должен выполнять во время
записи, должны ограничиться либо обведением в кружок, либо отмечанием "крестиков"
или "палочек".
3. Поощрение
ведения записей. Важно поощрять ребенка за то, что он ведет записи о
собственном поведении. И если записи ребенка соответствуют действительности
(например, учитель, параллельно с ребенком, ведет записи о его поведении, и в
конце урока записи ребенка и учителя сравниваются), то ребенок получает
поощрение.
Дополнительными
компонентами управления собственным поведением могут быть:
1. Предоставление
самому себе призов и поощрений. В тех ситуациях, когда ребенок обучается в
среде, в которой внимание взрослого не может сосредоточиться на нем одном
(например, в классе, где еще обучаются 30 детей), ребенок может научиться предоставлять
самому себе жетоны, или выбирать то количество баллов, которое соответствует
правильности выполненного им задания. В конце занятий ребенок может обменять
набранное им количество жетонов на приз, или в соответствии с набранным
количеством баллов выбрать любимое поощрение.
2. Выбор
соответствующей среды, способствующей обучению, или ограничивающей возможности
возникновения нежелательного поведения. Ребенок может научиться выполнять
то или иное действие в определенной среде или при определенных условиях. Например,
ребенок выполняет задания по математике только за столом, и только если
выключены все телефоны, телевизоры и компьютеры. Или, ребенок ковыряет в носу только в ванной
комнате.
Каждый
раз, когда целевое поведение должно произойти, ребенок должен оказаться в
соответствующей среде. Таким образом, после определенного периода, каждый раз,
когда ребенок будет сидеть за столом и решать задачи по математике, он сможет
быт более сосредоточенным и выполнить задание более качественно. Или, в случае
нежелательного поведения, если доступ к среде, в которой происходит
нежелательное поведение, будет ограничен, то это поведение будет происходить
реже. Например, ребенок ковыряет в носу только в ванной комнате. И на начальном
этапе он может заходить в ванную 3 раза в день, потом 2 раза, а потом - всего
один раз в день. Таким образом, поведение ковыряния в носу уменьшится.
3. Помощь
окружающих. Родители ребенка могут оказать существенную помощь, если будут
содействовать ребенку в процессе саморегуляции. Эмоциональная поддержка,
похвала за самостоятельное выполнение заданий, последовательное предоставление
поощрений в случае достижения ребенком выбранного им критерия, параллельное
наблюдение и отслеживание целевого поведения, а также постепенное уменьшение
инструкций и подсказок со своей стороны - все это играет важную роль в освоении
ребенком навыков саморегуляции и самопомощи, и приводит его к более высокому и
функциональному уровню жизни.
Приобретение
навыков саморегуляции является конечной целью любого обучающего процесса, и
если аутичный ребенок, который зависим от окружающих и затрудняется проявлять
инициативу, научится обращаться к окружающим, наблюдать и контролировать
собственное поведение, и таким образом изменять и улучшать его - то основная
цель поведенческого вмешательства и обучения будет достигнута.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.