Мнение Мишель
Гарсиа Виннер, магистра гуманитарных наук, специализирующегося на лечении лиц с
высокофункциональным аутизмом, синдромом Аспергера, невербального расстройства
обучения и т.д.
Инклюзия – очень многогранный
вопрос, связанный с социальными сложностями аутичных детей в классах обучения. В
то время, как зачастую в ходе коррекционной работы детей обучают социальным
навыкам лишь в контексте игры или речи, в реальности учащиеся используют
социальное мышление и многие другие социальные навыки, связанные с постоянным
нахождением среди людей и тем более в такой структурированной среде, как
учебный класс. Хотя стратегией многих специалистов является включение всех детей в интегрированную среду, М.Г.Виннер
призывает придерживаться «вдумчивой инклюзии».
Она считает, что большинство исследований по включению детей с особыми потребностями в классы общего обучения не совсем реально смотрят на вещи, не всегда осознавая, с какого масштаба трудностями такие дети сталкиваются во время обработки социальной информации, и также не всегда трезво оценивая степень их самостоятельного обучения, учитывая постоянные подсказки и поддержку специалистов смежных специальностей и сопровождающего персонала. Поэтому в данной статье речь пойдет о том, чему в действительности необходимо обучить аутичных детей перед включением их в инклюзивную общеобразовательную среду, чтобы добиться их более независимого функционирования как учащихся общеобразовательного класса.
Она считает, что большинство исследований по включению детей с особыми потребностями в классы общего обучения не совсем реально смотрят на вещи, не всегда осознавая, с какого масштаба трудностями такие дети сталкиваются во время обработки социальной информации, и также не всегда трезво оценивая степень их самостоятельного обучения, учитывая постоянные подсказки и поддержку специалистов смежных специальностей и сопровождающего персонала. Поэтому в данной статье речь пойдет о том, чему в действительности необходимо обучить аутичных детей перед включением их в инклюзивную общеобразовательную среду, чтобы добиться их более независимого функционирования как учащихся общеобразовательного класса.
Принято считать,
инклюзия имеет больше шансов на успех в случае начальной школы: не только в
связи с социальными сложностями возрастной группы в средней и старшей школе, но
также в виду социального абстракционизма, присутствующего в старшей школьной
программе.
В своей практике
М.Г.Виннер часто сталкивается с тем, что «включенные» дети на самом деле имеют
свою отдельную программу обучения и проводят минимум времени с другими детьми,
так как в основном находятся в окружении сопровождающего персонала, проходя
индивидуальное обучение в задней части класса. В этом может не быть ничего
плохого, однако подобная схема обучения не имеет ничего общего с реальной инклюзией.
Если говорить
откровенно, далеко не всех аутичных детей можно подготовить ко включению в
систему общего образования. Даже самые квалифицированные преподаватели не
всегда в состоянии эффективно обучить высокофункциональных аутистов или детей с
синдромом Аспергера в классе, состоящем из 30 человек. С другой стороны, огромную
ценность имеют случаи, когда нормотипичные учащиеся становятся кем-то вроде «наставников»
для ребенка с проблемами обучения, помогая им в общественном взаимодействии и
изучении «скрытых правил» социальной жизни. Также существует модель
опосредованного вмешательства сверстников, когда таких «наставников»
специальным образом подготавливают и обучают взаимодействию с аутичными детьми.
М.Г.Виннер не
согласна с тем, что аутичным учащимся приносит пользу уже просто присутствие
среди нейротипичных сверстников. Если бы это действительно было так, мы бы не
нуждались в программах специального образования. И в случае инклюзии речь идет
не только об обучении таких детей социальным навыкам, но также соответствующим
концепциям социального мышления, чтобы помочь им разобраться в том, каким
образом они должны применять приобретенные социальные навыки. Ниже приводится
список некоторых из множества аспектов, которые необходимо учесть при подготовки
ребенка ко включению в общеобразовательный класс.
1. Совместное
внимание: способность понимать, что необходимо следовать тому, на что обращено
внимание других, чтобы понять, о чем они думают. Групповое образование
предполагает понимание, что даже в группе детского сада из 20 человек дети
способны следовать намерениям и мыслям одного учителя. Естественно, если бы все
аутичные дети были бы на это способны, не было бы необходимости в
сопровождающем персонале, поэтому в данном случае вопрос стоит в том, насколько
многому ребенок учиться будучи членом группы.
2. Функциональная
коммуникционная система для выражения потребностей и желаний: включение
невербального или обладающего минимальными речевыми навыками ребенка в
общеобразовательный класс скорее всего не принесет ему большой пользы. Дети в
группе должны иметь способ общаться друг с другом.
3. Понимание
того, что во время говорения необходимо отслеживать реакцию других («а слушают
ли меня?»): групповое образование зависит от способности детей осознавать
реакцию на их речь не только учителя, но и других детей в классе.
4. Навык
обращения за помощью: вместо зависимости от всесторонней помощи сопровождающего
персонала ребенок должен научиться справляться с некоторыми проблемами
самостоятельно, или по крайней мере уметь попросить о помощи.
5. Оценка
функциональной концентрации внимания ребенка: некоторые «включенные» аутичные
дети могут просидеть на уроке математики 30 минут, а на уроке языка искусства,
к примеру, не могут присутствовать вовсе. Важно понимать, что существуют
предметы, требующие различного уровня социального мышления от ребенка, потому
не требуйте от него равного посещения всех занятий общей программы образования.
6. В случае более
высокофункциональных аутистов, желательно обучение навыкам, связанным с
пониманием того:
- что такое неуместные
«выкрики с места» и как избежать их, отслеживая намерения учителя и то, на что
он обращает внимание учеников;
- что означает «поднять
руку» в классе? Должен ли ребенок ожидать, что ему дадут слово каждый раз,
когда он поднимает руку? Замечает ли учитель участие ребенка, поднявшего руку,
даже если он не дает ему слова (да!)?
- как работать со
сверстниками в группе? Можно ли сказать им, что их идея «глупая»? Правильно ли
молчать и все время сидеть тихо, пока другие что-то обсуждают?
Инклюзия – это сложная
и вечная тема, в которой не бывает простых ответов на вопросы. Всех детей
невозможно вписать в общие рамки, ведь каждый из них обладает индивидуальными характеристиками,
находится в различных фазах развития, имеет или не имеет отягощающие инклюзию
особенности, как, например, высокий уровень тревожности. Суть заключается в
том, чтобы инклюзия помогла ребенку познать социальную информацию о том, как
взаимодействовать с другими, а также изучить образовательную программу, которая
поможет в развитии функциональных навыков для перехода во взрослый мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.