Выступление Говарда Гольдштейна (Howard Goldshtein, Ph.D.) на Международной Конференции по Аутизму в Филадельфии, Январь 2012.
Д-р Говард Гольдштейн - директор по исследованиям Центра Семьи "Schoenbaum", и профессор на факультете развития человека и семьи университета штата Огайо. Д-р Гольдштейн является автором многих исследований в области улучшения навыков коммуникации и социального взаимодействия детей с аутизмом и другими отклонениями в развитии. Д-р Гольдштейн - автор двух книг и более 100 научных статей по теме раннего интенсивного вмешательста для обучения речевым навыкам.
В процессе своего выступления на Международной Конференции по Аутизму д-р Гольдштейн представил исследование
, целью которого было найти наиболее эффективный и доказанный метод вмешательства, целью которого является развитие навыков социального взаимодействияи коммуникации у детей с аутизмом.
Навыки социального взаимодействия являются чрезвычайно важными для любого ребенка, и в особенности, для ребенка с аутизмом. В то время, как развитие социальных навыков происходит автоматически у большинства детей с нормативным развитием, для детей с аутизмом часто требуются специфические стратегии и технологии, чтобы они приобрели эти навыки. Отсюда, обучение навыкам общения с другими детьми является необходимым компонентом любой терапевтической программы раннего вмешательства.
Существуют несколько подходов для обучения социальным навыкам:
- Вмешательство посредством сверстников. Данный вид вмешательства включает тренинг ровесников, с которыми общается аутичный ребенок. В процессе тренинга типично развивающийся сверстник учится обращаться к аутичному сверстнику, включать его в игру, реагировать соответствующим образом на его запросы, поощрять его и включать в группу товарищей.
- Обучение социальным навыкам посредством взрослых. Данный вид вмешательства включает обучение навыкам социального взаимодействия, но без участия сверстников. Взрослый может использовать различные техники для ролевых игр, "Социальные истории" или видео-моделинг.
- Комбинированное вмешательство. Данный вид вмешательства может включать тренинги проводимые взрослыми с последующим включением в среду заранее подготовленных сверстников.
- Само-мониторинг (Self-Monitoring). В данном виде вмешательства аутичный ребенок учится оценивать собственные действия самостоятельно, а также может на основе видеозаписей собственного социального взаимодействия корректировать собственные действия.
- Комплексная программа вмешательства, целью которой является развитие всех основных областей навыков, а не только навыков социализации.
На сегодняшний день, по утверждению д-ра Гольдштейна, самым убедительным и доказанным видом вмешательства, которые оказывает влияние на развитие навыков социализации, является терапия посредством сверстников. В поведенческой литературе исследования именно этого вида терапии имеют наиболее существенную доказательную базу, наиболее четкие методологические и терапевтические результаты, и наилучшие показатели в плане генерализации и поддержания обученного социального поведения.
Восприятие вмешательства посредством сверстников, как наиболее эффективного вмешательства, очевидно не только исследователям этой области, но также родителям (которые описывают значительные достижения детей в этой области), и представителям политических структур (благодаря доступности и экономической выгоды данного вида образования).
Подробнее о методе терапевтического вмешательства посредством сверстников можно почитать в следующих статьях:
- Goldstein, H., Kaczmarek, L., Pennington, R., & Shafer, K. (1992). Peer-mediated intervention: Attending to, commenting on, and acknowledging the behavior of preschoolers with autism. Journal of Applied Behavior Analysis, 25, 289-305.
- Flood, W. A., Wilder, D. A., Flood, A. L., & Masuda, A. (2002). Peer-mediated reinforcement plus prompting as treatment for off-task behavior in children with attention deficit hyperactivity disorder. Journal of Applied Behavior Analysis, 35, 199-204.
- Haring, T. G., & Breen, C. G. (1992). A peer-mediated social network intervention to enhance the social integration of persons with moderate and severe disabilities. Journal of Applied Behavior Analysis, 25, 319-333.
- Sainato, D. M., Strain, P. S., Lefebvre, D., & Rapp, N. (1987). Facilitating transition times with handicapped preschool children: A comparison between peer-mediated and antecedent prompt procedures. Journal of Applied Behavior Analysis, 20, 285-291.
- Stewart, G., Van Houten, R., & Van Houten, J. (1992). Increasing generalized social interactions in psychotic and mentally retarded residents through peer-mediated therapy. Journal of Applied Behavior Analysis, 25, 335-339.
- Greenwood, C. R., Dinwiddie, G., Terry, B., Wade, L., Stanley, S. O., Thibabeau, S., & Delquadri, J. C. (1984). Teacher- versus peer-mediated instruction: An ecobehavioral analysis of achievement outcomes. Journal of Applied Behavior Analysis, 17, 521-538.
- Shafer, M. S., Egel, A. L., & Neef, N. A. (1984). Training mildly handicapped peers to facilitate changes in the social interaction skills of autistic children. Journal of Applied Behavior Analysis, 17, 461-476.
- Cushing, L. S., & Kennedy, C. H. (1997). Academic effects of providing peer support in general education classrooms on students without disabilities. Journal of Applied Behavior Analysis, 30, 139-150.
Прослушать выступление д-ра Гольдштейна можно по этой ссылке:
http://portal.abainternational.org/Shopping/frmItemListing.aspx?intItmKey=3903
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.