Помимо коммуникативных и речевых расстройств, аутичные дети страдают от нарушений в сенсорном восприятии и обработке сенсорных стимулов. Данные нарушения могут стать причиной тревоги, или привести к истерике, агрессии и крикам.
Инклюзивная среда обучения - это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка могут не найти поддержки. Большое количество учеников в классах и маленькие пространства могут только усилить желание аутичного ребенка избежать прикосновений, и даже случайное прикосновение одноклассника может восприниматься как нападение, и вызвать агрессивную реакцию.
Многи аутичные дети чрезвычайно чувствительны к шуму и громким звукам. Крики других детей на перемене, или шум в классе может стать причиной ответных криков, или вызвать самостимулятивное поведение, которое помогает ему отвлечься и успокоиться. Громкий голос учителя, или плач другого ученика в классе может вызвать ответную эмоциональную реакцию, и аутичный ученик может начать плакать или кричать, или, в худшем случае - начать разбрасывать предметы или толкаться.
Также можно встретить детей, которые отказываются выполнять различные художественные задания - из-за отвращения к клею, краскам. Ребенок будет пытаться всеми силами избегать данных заданий - начиная от убегания с урока, и заканчивая целенаправленной агрессивностью.
Сенсорные проблемы часто сопровождаются недоразвитием моторики и затруднениями в координации движений. Дети затрудняются чувствовать границы собственного тела и не осознают собственное месторасположение в пространстве, затрудняются организоваться в пространстве, имеют неправильную осанку и затрудняются выполнять моторные движения (например, на уроке физкультуры аутичный ребенок тяжело и медленно бежит, и в процессе машет руками). Ребенок может затрудняться играть в мяч, классики, и другие подвижные игры с одноклассниками - вовсе не из-за социальной отстраненности, а из-за плохой моторики.
Отсутствие гибкости - также является характерной чертой детей аутистического спектра. Вследствие отсутствия гибкости, ученики могут зацикливаться, затрудняются приспособиться к изменениям, исправлять ошибки и им сложно справляться с частичной успешностью или неудачами. Затруднения в абстрактном мышлении и понимании скрытых и абстрактных предпосылок, неорганизованность, затруднения в понимании прочитанного, в поиске способов для решении проблем, произведению выводов и выражению значимого мнения - все это может стать причиной плохой успеваемости, подавленности и депрессии. Отсюда, для аутичного ребенка, который обучается в инклюзивной программе, часто требуется дополнительная психологическая или эмоциональная поддержка вне пределов школы.
И все же, несмотря на большое количество проблем и затруднений инклюзия аутичного ребенка может стать успешной.
Для успешной инклюзии требуется:
Инклюзивная среда обучения - это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка могут не найти поддержки. Большое количество учеников в классах и маленькие пространства могут только усилить желание аутичного ребенка избежать прикосновений, и даже случайное прикосновение одноклассника может восприниматься как нападение, и вызвать агрессивную реакцию.
Многи аутичные дети чрезвычайно чувствительны к шуму и громким звукам. Крики других детей на перемене, или шум в классе может стать причиной ответных криков, или вызвать самостимулятивное поведение, которое помогает ему отвлечься и успокоиться. Громкий голос учителя, или плач другого ученика в классе может вызвать ответную эмоциональную реакцию, и аутичный ученик может начать плакать или кричать, или, в худшем случае - начать разбрасывать предметы или толкаться.
Также можно встретить детей, которые отказываются выполнять различные художественные задания - из-за отвращения к клею, краскам. Ребенок будет пытаться всеми силами избегать данных заданий - начиная от убегания с урока, и заканчивая целенаправленной агрессивностью.
Сенсорные проблемы часто сопровождаются недоразвитием моторики и затруднениями в координации движений. Дети затрудняются чувствовать границы собственного тела и не осознают собственное месторасположение в пространстве, затрудняются организоваться в пространстве, имеют неправильную осанку и затрудняются выполнять моторные движения (например, на уроке физкультуры аутичный ребенок тяжело и медленно бежит, и в процессе машет руками). Ребенок может затрудняться играть в мяч, классики, и другие подвижные игры с одноклассниками - вовсе не из-за социальной отстраненности, а из-за плохой моторики.
Отсутствие гибкости - также является характерной чертой детей аутистического спектра. Вследствие отсутствия гибкости, ученики могут зацикливаться, затрудняются приспособиться к изменениям, исправлять ошибки и им сложно справляться с частичной успешностью или неудачами. Затруднения в абстрактном мышлении и понимании скрытых и абстрактных предпосылок, неорганизованность, затруднения в понимании прочитанного, в поиске способов для решении проблем, произведению выводов и выражению значимого мнения - все это может стать причиной плохой успеваемости, подавленности и депрессии. Отсюда, для аутичного ребенка, который обучается в инклюзивной программе, часто требуется дополнительная психологическая или эмоциональная поддержка вне пределов школы.
И все же, несмотря на большое количество проблем и затруднений инклюзия аутичного ребенка может стать успешной.
Для успешной инклюзии требуется:
- Осознание и понимание характерных черт аутизма. Когда педагог знает, что такое "Аутизм", спокойно воспринимает эти характеристики, не боится их (и, конечно же, не показывает свое волнение окружающим), и тщательно готовится к включению такого ребенка в свой класс - это уже 50% достижения успеха. Не отмахиваясь от проблем, и не вывешивая на ребенка ярлык "необучаемый", "проблематичный" и "зачем ему это нужно" - а изучив и поняв характерные черты данного расстройства, учитель, таким образом, начинает выстраивать учебный процесс еще до его начала.
- Ознакомление с ребенком, его областями интереса, сильными сторонами и затруднениями. Иногда в понимании педагогов выстраивается определенный стериотип - "Что такое аутичный ребенок". И ознакомление с самим ребенком, а не только с его больничной картой и характеристикой, значительно упрощает взаимодействие с ним, и подготовку к инклюзии. Когда учитель, еще до начала учебного процесса, встречается с ребенком и его родителями, наблюдает за его поведением, замечая при этом, какие особенности ему присущи, то в процессе подготовки к занятиям, учитель может заранее учесть эти моменты и внутренне подготовиться к возникновению предполагаемых трудностей.
- Непосредственное взаимодействие на основе взаимного уважения, эмпатии, понимания и теплого отношения. Уважение - это ключ к взаимопониманию. Уважать аутичного ребенка, который включается в процесс обучения в обычном классе - это не говорит о том, что нужно его жалеть или во всем потакать. Уважать - это, прежде всего, осознавать, что перед тобой находится человек, а не какой-то безликий болтик, которого нужно любой ценой вкрутить в могучую стену образовательной системы. Человек, у которого собственные желания, чувства и права. У которого свои особенности и черты, которые, возможно, и отличаются от других, но тоже имеют право на существование. И что этот человечек пришел в школу не для того, чтобы нарушить учебный процесс, досадить учителю или одноклассникам, или потому что закон такой. Этот человечек пришел в школу, потому что это поможет ему в будущем добиться больших успехов и развития. И поэтому наша задача, как педагогов, ему в этом помочь и сделать мир лучше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.