В последние годы на территории России и стран СНГ появилось такое понятие как "Инклюзия" - включение детей-инвалидов в систему общего (обычного) образования. В том числе - и аутичные дети. Практика включения детей с аутизмом в нормативную систему образования широко развита на Западе, и включена в государственный образовательный сервис. Разработаны отдельные методики, критерии и правила проведения инклюзии, и обучение в обычной школе или в детском саду является полным правом любого ребенка-инвалида (в то время, когда обучение в коррекционной системе является привилегией!)
Аутичные дети являются особой группой в области инклюзии. Особенности развития и характерные нарушения в навыках социализации и взаимодействия с окружающими часто ставят под вопрос целесообразность инклюзии вообще. "Если ребенок не хочет общаться и обучаться - то зачем ему обучаться в обычной школе?". "Если ребенок не обучаем, и не может воспринимать учителя, то зачем вообще нужно с ним возиться?"
Данная перспектива абсолютно не учитывает нужды и потребности самого ребенка - потребность в общении, обучение в интересной и развивающей среде и потенциальная возможность развития личных талантов и способностей.
С другой стороны существует фантазия - если "бросить" ребенка в среду нормативно развивающихся сверстников, то от расстройства "Аутизм" не останется и следа, ребенок научится от других детей как нужно себя вести и "разговорится". Хорошо бы так! Но, в данной фантазии совершенно не учитываются присущие аутизму затруднения в навыках коммуникации, сложности с обучением с помощью имитации и повторения и низкая социальная мотивация.
Отсюда - процесс инклюзии / интеграции аутичного ребенка является кропотливым и трудоемким процессом, требующим, прежде всего, высокой мотивации, тщательного планирования, выделения целей и методов на индивидуальной основе и поведенческих (а как же без них!) технологий обучения. Несомненно, всему этому нужно учиться, но благодаря высокой мотивации (см. первый компонент) возможно преодолеть все трудности.
Поэтому - основной целью блога является, прежде всего, поделиться с читателями личным опытом, описать некоторые случаи и программы, которые применялись мной на практике, а также ознакомить читателей с теми самыми инклюзивными критериями и технологиями, которые используются в Израиле и других западных странах.
Успехов всем нам и терпения!
Аутичные дети являются особой группой в области инклюзии. Особенности развития и характерные нарушения в навыках социализации и взаимодействия с окружающими часто ставят под вопрос целесообразность инклюзии вообще. "Если ребенок не хочет общаться и обучаться - то зачем ему обучаться в обычной школе?". "Если ребенок не обучаем, и не может воспринимать учителя, то зачем вообще нужно с ним возиться?"
Данная перспектива абсолютно не учитывает нужды и потребности самого ребенка - потребность в общении, обучение в интересной и развивающей среде и потенциальная возможность развития личных талантов и способностей.
С другой стороны существует фантазия - если "бросить" ребенка в среду нормативно развивающихся сверстников, то от расстройства "Аутизм" не останется и следа, ребенок научится от других детей как нужно себя вести и "разговорится". Хорошо бы так! Но, в данной фантазии совершенно не учитываются присущие аутизму затруднения в навыках коммуникации, сложности с обучением с помощью имитации и повторения и низкая социальная мотивация.
Отсюда - процесс инклюзии / интеграции аутичного ребенка является кропотливым и трудоемким процессом, требующим, прежде всего, высокой мотивации, тщательного планирования, выделения целей и методов на индивидуальной основе и поведенческих (а как же без них!) технологий обучения. Несомненно, всему этому нужно учиться, но благодаря высокой мотивации (см. первый компонент) возможно преодолеть все трудности.
Поэтому - основной целью блога является, прежде всего, поделиться с читателями личным опытом, описать некоторые случаи и программы, которые применялись мной на практике, а также ознакомить читателей с теми самыми инклюзивными критериями и технологиями, которые используются в Израиле и других западных странах.
Успехов всем нам и терпения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.